Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - самосуд с. а.

Самосуд с. а.

Самуил Абрамович (2 (14) V 1884, Тбилиси 6 XI 1964, Москва) сов. дирижёр. Нар. арт. СССР (1937). В 1906 окончил Тбилисское муз. уч-ще по классу виолончели у А. Поливко, затем учился в Праге у Г. Вигана, в Париже у П. Касальса и в "Схола канторум" (по классам композиции у B. д'Энди и дирижирования у Э. Колонна). По возвращении в Россию виолончелист оркестра петерб. Нар. дома. В 1910-17 дирижёр оперного т-ра Нар. дома, в 1917-19 Мариинского т-ра. В 1918-36 гл. дирижёр и худ. рук. Ленингр. Малого оперного т-ра. С деятельностью С. связано становление сов. оперного иск-ва. Он привлёк к созданию опер молодых ленингр. композиторов, участвовал в пост. сов. опер: "Нос" (1930) и "Леди Макбет Мценского уезда" (1934) Шостаковича, "Камаринский мужик" (1933) и "Именины" (1935) Желобинского, "Тихий Дон" (1935), "Война и мир" (1946). Под рук. С. прошли также примечат. пост. оперной классики: "Золотой петушок" (1923); "Похищение из сераля" Моцарта (1925), "Снегурочка" (1928), "Фальстаф" (1929) и др. Большое внимание уделял дирижёр оперной режиссуре, тщательной разработке всех деталей спектакля. В 1936-43 гл. дирижёр Большого т-ра, в 1943-1950 Муз. т-ра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Среди значит. работ этого периода "Поднятая целина" Дзержинского (1937), "Руслан и Людмила" (1937, новая сценич. ред.), впервые поставленная в СССР опера "Иван Сусанин" (1939; Гос. пр. СССР, 1941), "Иоланта" (1940), "Семья Тараса" (1951; Гос. пр. СССР, 1952).

С. основал и возглавил (1953-57) симф. оркестр Всесоюзного радио и оперно-симф. оркестр Всесоюзного радио и телевидения (с 1957). Под его упр. впервые исполнены 7-я симфония Шостаковича (1942, Куйбышев и Москва), оратория "На страже мира" (1950) и 7-я симфония (1952) Прокофьева; он осуществил конц. постановки мн. оперных произв., в т.ч. "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", "Богема", "Паяцы", "Тангейзер", "Нюрнбергские мейстерзингеры"; "Итальянка в Алжире" Россини. Редкая интуиция, безупречный вкус, глубокое понимание жанровых особенностей каждого произв., выдающееся педагогич. дарование сделали дирижёрскую деятельность С. одной из ярких страниц истории сов. муз. театра.

Сочинения: Минувшее встает передо мною..., "СМ", 1965, No 9.

Литература: Двадцать лет Государственного академического Малого оперного театра, Л., 1939; Богданов-Березовский В., Советская оперная культура, в сб.: Театральный альманах, кн. 2(4), М., 1946; Кемарская Н., Янко Т., Ценин С., С. А. Самосуд, "МЖ", 1964, No 10; Hестьев И., C. А. Самосуд, там же, 1965, No 2; Современные дирижеры, составители Л. Григорьев и Я. Платек, М., 1969.

Г. Я. Юдин.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое самосуд с. а.
Значение слова самосуд с. а.
Что означает самосуд с. а.
Толкование слова самосуд с. а.
Определение термина самосуд с. а.
samosud s. a. это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины