Музыкальная энциклопедия - шкафер в. п.
Связанные словари
Шкафер в. п.
Обладал небольшим приятным голосом, с успехом выступал в характерных теноровых партиях (Бомелий в "Царской невесте", 1-й исп., 1899; Шуйский в "Борисе Годунове"; Паисий в "Чародейке"). Творч. удачей Ш. было исполнение партии Моцарта ("Моцарт и Сальери", 1-й исп., 1898; Сальери Ф. И. Шаляпин) Ш. принадлежал к числу видных оперных режиссеров-новаторов. Пройдя режиссерскую школу в Моск. частной русской опере, он во многом способствовал внедрению ее принципов на сцене имп. т-ров. В постановках, осуществленных под его рук. в Большом и Мариинском т-рах, особенно в наиболее удачных "Богема" (Большой т-р, 1901; совм. с Л. В. Собиновым), "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" (Мариинский т-р, 1907), "Золотой петушок" (Большой т-р, 1909), проявил глубокое понимание сущности реалистич. оперного спектакля как синтеза музыки, слова и драматургии. Среди др. пост.: "Царская невеста" (1-я пост., 1899); "Вертер" Массив (1904); "Скупой рыцарь" и "Франческа да Римини" Рахманинова (1-я пост., 1906), "Хованщина" (1912, совм. с Ф. И. Шаляпиным), "Аида", "Самсон и Далила" (обе 1917). Последней режиссерской работой Ш. было возобновление оперы "Снегурочка" на сцене Малого оперного т-ра (Ленинград, 1934). В 1921-24 профессор Моск. консерватории.
Сочинения: Сорок лет на сцене русской оперы. Воспоминания. 1890-1930, Л., 1936.В. И. Зарубин.