Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - шпитта ю. а.

Шпитта ю. а.

(Spitta) Юлиус Август Филипп (27 XII 1841, Вехольд, близ г. Хойя 13 IV 1894, Берлин) нем. филолог и музыковед. В детские годы обучался игре на фп., органе, изучал композицию. В 1860 поступил в Гёттингенский ун-т, где вначале специализировался в области теологии, позднее посвятил себя классич. филологии, занимаясь под рук. Г. Зауппе и Э. Курциуса. Возглавлял студенч. песенный союз в ун-те, выступал как пианист, много времени уделял сочинению музыки. В Гёттингене Ш. познакомился с И. Брамсом, их знакомство впоследствии перешло в тесную дружбу. В 1864 защитил докторскую диссертацию о синтаксисе Тацита ("Der Satzbau bei Tacitus"). Преподавал классич. языки в ср. уч. заведениях Ревеля (ныне Таллин); читал также лекции по истории музыки, затем в гимназиях Зондерсхаузена и Лейпцига. В Лейпциге Ш. вместе со своими друзьями основал Баховский союз (Bach-Verein), к-рый сыграл заметную роль в развитии муз. жизни города. С 1875 преподаватель истории музыки и адм. директор Высшей муз. школы в Берлине, а также секретарь Академии иск-в и сверхштатный профессор истории музыки в Берлинском ун-те. Вместе с Г. Беллерманом Ш. воспитал в ун-те целую плеяду видных историков музыки, явившись по существу создателем муз.-историч. школы в Германии. Среди учеников П. Вагнер, Й. Вольф, А. Зандбергер, М. Зейферт, К. Кребс, О. Флейшер, Э. Фогель, М. Фридлендер, а также Ж. Комбарьё.

Ш. один из основоположников истории музыки как науки. В своих муз. исследованиях использовал передовые методы совр. ему нем. классич. филологии, следовал важнейшему принципу историзма, выработанному этой наукой. Ш. продолжил линию, намеченную О. Яном в его труде о В. А. Моцарте. Ш. "отец науч. баховедения". Его монография о Бахе (равно как и мн. представления о музыке Баха, выработанные Ш.) не утратила своего значения. Книга Ш. характеризует не только личность и творчество великого музыканта, но содержит также первое обширное и достаточно полное описание нем. музыки баховской эпохи. Ш. разделял представление мн. своих современников (в т. ч. Брамса) о музыке Баха как вершине мировой муз. культуры. Среди нем. композиторов, подготовивших творчество Баха, Ш. выделял Г. Шюца. Ш. положил начало возрождению музыки Шюца, науч. изучению его творчества. В своих эстетич. оценках стремился основываться на тех требованиях иск-ва, к-рые представлялись ему наиболее актуальными и перспективными. Был большим приверженцем творчества Брамса, к-рый, в свою очередь, высоко ценил Ш., называя его работы "драгоценными и непреходящими"; Брамс посв. Ш. два мотета a cappella op. 74 (1877). Ш. ред. изданий: "Органные сочинения Д. Букстехуде" ("Dietrich Bux-tehude's Orgelkompositionen", hrsg. von Ph. Spitta..., Bd 1-2, Lpz., 1876-77); "Собрания сочинений Г. Шюца" (Schьtz H., "Sдmtliche Werke", Bd 1-16, Lpz., 18851894); "Музыкальные сочинения Фридриха Великого" ("Musikalische Werke Friedrichs der GroЯen", Bd 1-4, Lpz., 1889). Совместно с Ф. Кризандером и Г. Адлером Ш. осн. журн. "Vierteljahrsschrift fьr Musikwissenschaft" (1885-94), явился одним из инициаторов издания монументальной серии "Памятники немецкого музыкального искусства" ("Denkmдler Deutscher Tonkunst", с 1892). Публиковал статьи в периодич. изданиях: "Allgemeine musikalische Zeitung", "Grenzboten", "Monatshefte fьr Musikgeschichte", в энциклопедии "Allgemeine Deutsche Biographie", в первом изд. словаря Грова ("Grove's Dictionary of Music and Musicians", 1879-89). Автор муз. сочинений.

Сочинения: Ein Lebensbild R. Schumann's, Lpz., 1862; Jon. Seb. Bach, Bd 1-2, Lpz., 1873-1880, Darmstadt, 1962, (сокр. изд.) Lpz., 1935, "Wiesbaden, 1961; Zur Musik..., В., 1892; Musik-geschichtliche Aufsдtze, В., 1894; Palestrina im 16. und 19. Jahrhundert, "Deutsche Rundschau", 1894, Jahrg. 20, Bd 79, H. 7, и др.

Литература: Друскин М., Швейцер и вопросы баховедения. Послесловие, в кн.: Швейцер A.. Иоганн Себастьян Бах, пер. с нем., М., 1965; его же, Из истории зарубежного баховедения, "СМ", 1978, No 3-4; Rodenberg J., Nachruf auf Ph. Spitta, "Deutsche Rundschau", 1894, Jahrg. 20, Bd 79, H. 9; Reimann H., Ph. Spitta und seine Bach-Biographie, В., 1900; Johannes Brahms im Briefwechsel mit Ph. Spitta, hrsg. von С Krebs, В., 1920; Gurlitt W., Musikhistoriker Ph. Spitta, "Musik und Kirche", 1942, Jahrg. 14; Вlume Fr., J. S. Bach im Wandel der Geschichte, в его кн.: Musikwissenschaftliche Arbeiten, Bd 1, Kassel, 1947; Heinz R., Geschichtsbegriff und Wissenschaftscharakter der Musikwissenschaft in der zweiten Hдlfte des 19. Jahrhunderts..., Regensburg, 1968 ("Studien zur Musikgeschichte des 19. Jahrhunderts", Bd 11); Dahlhaus C., Geschichtliche und дsthetische Erfahrung, в кн.: Die Ausbreitung des Historismus ьber die Musik, Regensburg, 1969 ("Studien zur Musikgeschichte des 19. Jahrhunderts", Bd 14).

M. H. Лобанова.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое шпитта ю. а.
Значение слова шпитта ю. а.
Что означает шпитта ю. а.
Толкование слова шпитта ю. а.
Определение термина шпитта ю. а.
shpitta yu. a. это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины