Музыкальная энциклопедия - шюц г.
Связанные словари
Шюц г.
Творчество Ш. крупнейшего нем. композитора добаховского периода первый высокохудожеств. синтез многовековых традиций муз. иск-ва на нем. почве. Он явился одним из создателей ораториально-кантатного жанра в Германии и заложил основы нем. муз. т-ра. Творч. путь Ш. распадается на три периода. В 1-й период (1611-28), начавшийся публикацией в Венеции сб-ка итал. мадригалов, Ш. сочинял преим. хор. композиции в духе ренессансной полифонич. традиции, унаследованной от руководителя придв. капеллы в Касселе Г. Отто и Дж. Габриели. В эти же годы появились произв. Ш. муз.-драм. плана: "История Воскресения" и первая нем. опера "Дафна" (либр. М. Опица; пост. в замке Хартенфельс, близ Торгау, в 1627, музыка не сохранилась). В крупнейшем соч. этого периода творчества многохорных "Псалмах Давида" Ш. самобытно претворяет черты "концертирующего" стиля венецианских мастеров. 2-й период (1629-50) характеризуется освоением возникшего в Италии на рубеже 16-17 вв. стиля монодии (2) с сопровождением и соединением принципов линеарно-полифонич. изложения с приёмами монодич. письма. В это время Ш. создал свои лучшие вок.-инстр. концерты ("Священные симфонии", "Маленькие духовные концерты", "Заупокойные песнопения"), первый нем. балет с пением "Орфей и Эвридика" (1638, музыка не сохранилась), евангельскую историю "Семь слов" и сб-к мотетов "Духовная хоровая музыка". В последний период творчества (1650-71) Ш. писал гл. обр. произв. эпико-драм. склада ("История Рождества", "Страсти"). Если в "Истории Рождества" композитор преобразует литургич. жанр евангельских чтений в оперно-ораториальном плане (приближение псалмодич. речитации в партии евангелиста к речитативу secco, ариозно-декламац. характер сольного пения, использование инстр. тембров для характеристики персонажей), то в написанных a cappella "Страстях" Ш. строго придерживается респонсорной хоральной формы. Однако и в "Страстях" Ш. достигает небывалой индивидуализации традиц. средств выражения, добиваясь уникальной для своего времени драматизации этого жанра. В крупнейшем хор. произв. этого периода "12 духовных песнопениях", как и в "Страстях", Ш. обращается к ср.-век. интонационным истокам. В 1671 композитор создаёт своё последнее соч. "119-й псалом Давида с приложением 100-го псалма и немецкого магнификата", где ещё раз использует приёмы многохорного концертирования, восходящие к Габриели.
В своём творчестве Ш. самобытно синтезирует традиционное и новаторское, нац. истоки и иноземные влияния, подчиняя все аспекты композиторского мастерства наиболее впечатляющему воплощению эмоциональнопонятийного содержания, заключённого в поэтич. тексте. При этом первостепенное внимание он уделяет разл. формам муз. декламации, являющейся у него своеобразным сплавом речевых и распевных интонаций. Ш. был основателем композиторской школы, сыгравшей важную роль в развитии нем. муз. культуры. Среди его учеников М. Векман, К. Бернхард, И. Тейле.
Сочинения: опера Дафна (1627, замок Хартенфельс, близ Торгау; сохранилось только либретто); балеты Орфей и Эвридика (1638, Дрезден; музыка не сохранилась), Парис и Елена (1650, там же; музыка не сохранилась); вок. и вок.-инстр. произв. (указаны в основном годы изд.) итал. мадригалы (1611), Псалмы Давида (1619), История Воскресения (Auferstehungshistorie, 1623), Священные песнопения (Cantiones Sacrae, 1625), Беккеровская псалтырь (псалмы Давида в нем. переводе К. Беккера; 1628), Священные симфонии (Symphoniae Sacrae, 3 т.; 1629, 1647, 1650), Заупокойные песнопения (Musikalische Exequien, 1636), Маленькие духовные концерты (т. 1-2; 1636, 1639), Семь слов (Die sieben Worte Jesu Christi am Kreuz, соч. 1645?), Духовная хоровая музыка (1648), Страсти по Луке (Lucaspassion, соч. ок. 1653), 12 духовных песнопений (1657), История Рождества (Weihnachtshistorie, 1664), Страсти по Иоанну (Johannespassion, соч. ок. 1666), Страсти по Матфею (Matthдuspassion, соч. ок. 1666), 119-й псалом Давида с приложением 100-го псалма и немецкого магнификата (соч. 1671), концерты, псалмы, диалоги, мотеты, мадригалы, арии, песни и др.Собр. сочинений: Sдmmtliche Werke, hrsg. von Ph. Spitta, Bd 1-16, Lpz., 1885-94, Bd 17, Suppl. 1, hrsg. von A. Schering, Lpz., 1909, Bd 18, Suppl. 2, hrsg. von H. Spitta, Lpz., 1927, нов. изд. Wiesbaden, 1968-74 (в 13 тт.); Neue Ausgabe sдmtlicher Werke (fьr Wissenschaft und Praxis), hrsg. im Auftrag der Internationalen Heinrich-Schьtz-Gesellschaft, Bd 1-38, Kassel, 1955-71 (изд. продолжается).Литературные сочинения: Gesammelte Briefe und Schriften, hrsg. von E. H. Mьller, Regensburg, 1931.Литература: Ливанова Т., История западноевропейской музыки до 1789, М., 1940, с. 288-95; Штейнгард В. М., Генрих Шютц. Очерк жизни и творчества, М., 1980; Spitta Ph., Heinrich Schьtz. Leben und Werke, в сб.: Musikgeschichtliche Aufsдtze, В., 1894; Rirro A., Schьtz, P., 1913, 1924; Einstein A., H. Schьtz, Mьnch., 1925; eго жe, H. Schьtz, Kassel, 1928; Die Kompositionslehre H. Schьtzens in der Fassung seines Schьlers Christoph Bernhard, hrsg. von J. M. Mьller-Blattau, Lpz., 1926; Schuh W., Formprobleme bei H. Schьtz, Lpz., 1928; Gerber R., Das Passionrezitativ bei H. Schьtz und seine stilgeschichtlichen Grundlagen, Gьtersloh, 1929; Blume Fr., H. Schьtz in der geistigen Strцmungen seiner Zeit, "Musik und Kirche", 1930, Jahrg. 2; Kreidler W., H. Schьtz und der Stile concitato von Gl. Montewerdi, Kassel, 1934; Abert A. A., Die stilistischen Voraussetzungen der "Cantionas sacrae" von H. Schьtz, Wolfenbьttel В., 1935; Gurlitt W., H. Schьtz. Zum 350. Geburtstag am 8. Oktober 1935, в cб.: "JbP", Bd 42, 1936, S. 64-82; Moser H. J., H. Schьtz. Sein Leben und Werk, Kassel, 1936; Kassel-Basel, 1954; Weizsдcker G., H. Schьtz, Stuttg., 1952, 1956; Vцtterle K., Was bedeutet H. Schьtz fьr unsere Zeit, в сб.: Festschrift zur Ehrung von H. Schьtz, Weimar, 1954; Eggebrecht H. H., Heinrich Schьtz. Musicus poeticus, Gцttingen, 1959; его же, Ordnung und Ausdruck im Werk von Heinrich Schьtz..., "Musik und Kirche", 1961, Jahrg. 31, No 1; Huber W. S., Motivsymbolik bei Heinrich Schьtz..., Basel, 1961; Petzoldt R., H. Schьtz und seine Zeit in Bildern, Lpz., 1972; Brodde О., Н. Schьtz. Weg und Werk, Kassel, 1972; Eppstein H., H. Schьtz, Stockh., 1972; Gerlach R., Lateinische und deutsche Komposition bei H. Schьtz..., в сб.: Convivium musicorum. Festschrift W. Boetticher, В., 1974, и др.В. М. Штейнгард.