Музыкальная энциклопедия - символизм
Связанные словари
Символизм
Философия С., характеризующаяся отрицательным отношением к материализму и позитивизму, сложилась под воздействием платонизма и в особенности идеалистич. концепций А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше в Германии, Вл. Соловьёва в России. Большое влияние на развитие эстетич. принципов С. оказали идеи нем. и франц. романтизма, а также англ. прерафаэлитов (направление в иск-ве и лит-ре, возникшее в 40-х гг. 19 в.). В основе гносеологии С. понятие "сверхчувственной интуиции", к-рая отождествляется с мистическим проникновением в тайны "идеального" мира, скрытые под покровом реальной действительности. Проникновение в идеальный, "запредельный" мир посредством интуиции художника является, по мнению символистов, высшей формой познания, противопоставляемой ими науч. рационалистическому методу познания (А. Белый, "О смысле познания", П., 1922).
Рус. С. появившийся в нач.90-х гг. 19 в. (к "старшим" символистам относятся Н. M. Минский, Д. С. Мережковский, К. Д. Бальмонт, В. Я. Брюсов, Ф. К. Сологуб, З. Н. Гиппиус; к "младшим", выступившим в 1900-х гг., А. А. Блок, А. Белый, Л. Л. Эллис, Ю. Балтрушайтис, Вяч. И. Иванов), воспринял от западноевропейского ведущие эстетич. установки; однако, оформившись в самостоят. течение, в "школу творчества" и "лабораторию исканий" (А. Белый), приобрёл специфич. черты. Они неразрывно связаны с обстановкой глубоких обществ. потрясений и напряжённых исканий во всех областях идеологии и иск-ва. Черты С. проявились также в области театра гл. обр. в деятельности режиссёров П. Фора и О. Люнье-По (Франция), А. Аппиа (Швейцария), Г. Крэга (Англия), P. P. Комиссаржевского и В. Э. Мейерхольда (Россия). В изобразит. иск-ве С. получил значительно менее яркое выражение, чем в лит-ре и театре, и не сложился в оформленное направление. Элементы С. заметны в творчестве Пюви де Шаванна, М. Дени, О. Родена (Франция), А. Бёклина и X. Годлера (Швейцария), в России в живописи В. Э. Борисова-Мусатова, М. А. Врубеля, художников группы "Голубая роза" П. В. Кузнецова, Н. Н. Сапунова, А. А. Арапова, литов. художника М. Чюрлёниса.
Признавая вслед за романтиками высшей формой иск-ва музыку, открывающую иррациональным путём сокровенную сущность мира, тайну, Идею, символисты стремились приблизить выразит. средства лит-ры и живописи к музыкальным (звуковые стихи К. Бальмонта, "симфонии" А. Белого, "живопись-музыка" М. Чюрлёниса). В самой же музыке черты С. проявились лишь опосредованно, в первую очередь в произв., навеянных образами символистской лит-ры: утончённой лирики, хрупкой, бесплотной, истаивающей; настроений сумеречных, полных неясных предчувствий, тревожных ожиданий, мистических прозрений ("Пеллеас и Мелизанда", нек-рые прелюдии К. Дебюсси). Однако художеств. средства воплощения этих образов не были специфическими, как в лит-ре, а ограничивались в основном арсеналом муз.-выразит. средств импрессионизма.
Наиболее яркий и единственный в своём роде пример отражения черт С. в муз. иск-ве творчество А. Н. Скрябина, что связано с исключит. ролью философско-концепционного начала в его музыке. Филос. воззрения Скрябина имеют много точек соприкосновения с эстетич. установками С. (поиски мирового и космического единства; взгляд на творчество как на культово-обрядовый акт; идея орфеизма и пророческого служения художника, граничащая с мессианством). Близки, нередко тождественны образы-символы поэзии Блока, Сологуба и программных комментариев музыки Скрябина (авторских или санкционированных автором): "Далёкая звезда", "Дерзающий дух", "Прометей", "Божественная игра" и др. В нек-рых особенностях формообразования зрелых произв. Скрябина можно видеть параллели с отд. приёмами стихосложения символистской поэзии (см. у Н. Котлера, 1940). При непосредственном восприятии музыки Скрябина (вне знакомства с программно-филос. комментариями) близость творчеству символистов, прежде всего русских, "младшего поколения", ощущается в общей эмоциональной настроенности, напряжённом "стремлении жить удесятерённой жизнью" (Блок), тончайшей градации оттенков переживаний. Родство музыки Скрябина и поэзии С. проявляется также в тех аспектах (психологических, образных, языковых), в к-рых они продолжают принципы романтич. иск-ва.
Литература: Баулер A., Символизм и его значение во французской литературе, "Научное слово", 1905, кн. 2, 3; Белый A., Символизм, М., 1910; Соловьев Вл., Русские символисты, Собр. соч., т. 7, СПБ, 1912; Иванов Вяч., Скрябин и дух революции (речь на собрании Московского скрябинского общества 24 X 1917), в его кн.: Родное и вселенское, М., 1917; Шлёцер Б. Ф., Записка о "Предварительном действии", в кн.: Русские пропилеи, т. 6, М., 1919; Альшванг A., О философской системе Скрябина, в сб.: Александр Николаевич Скрябин. К 25-летию со дня смерти, М.-Л., 1940, с. 145-87; Вольтер Н., Символика "Прометея", там же, с. 116-44; Котлер Н., Стилевые особенности творчества Скрябина на основе анализа его IV сонаты, там же, с. 104-15; Маркус Ст., Об особенностях и источниках философии и эстетики Скрябина, там же, с. 188-210; Балашов Н. И., Символизм. Малларме, Рембо, Верлен, в кн.: История французской литературы, т. 3, М.-Л., 1959; Долгополов Л., Поэзия русского символизма, в кн.: История русской поэзии, т. 2, Л., 1969; Михайловский Б. В., Из истории русского символизма, в его кн.: Избранные статьи о литературе и искусстве, М., 1969; Michaud G., La doctrine symboliste, P., 1947; Lethиve J., Impressionistes et symbolistes devant la presse, P., 1959.С. Г. Лялина.