Музыкальная энциклопедия - скудучяй
Связанные словари
Скудучяй
Во время игры С. прижимают меньшим срезом к нижней губе, направляя струю воздуха на противоположный край. Высокие звуки С. резко свистящие, низкие глуховатого тембра. С. применяется для ансамблевого исполнения; ансамбли насчитывают 3-6 чел., каждый музыкант играет на 1-3 трубках. На С. исполняются танцы и особые пьесы, своеобразие к-рых в движении голосов параллельными секундами (характерно для старинных литов.
нар. многогол. песен, т.н. сутартине). С. древнейший, ныне широко распространённый инструмент. На литов. праздниках песни выступают оркестры исполнителей на С. (до 800 чел.); используются комплекты С. с хроматич. звукорядом и диапазоном С g2. В репертуаре нар. коллективов оригинальные пьесы литов. композиторов и обработки нар. песен, танцев, транскрипции для С.
сочинений, написанных для др. инструментов.
Литература: Rаliulis S., Lietuviu liaudies instrumentine muzika. Puciamieji instrumentai, sudare ir paruose, Vilnius, 1959 (рус. пер. Литовские духовые музыкальные инструменты, "Труды VII международного конгресса антропологических и этнографических наук", т. 7, М., 1970, разд. Дискуссия, с. 419-420); Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1963, 1975, с. 100; Славюнас З., Сутартинес. Многоголосные песни литовского народа, Л., 1972; Vуzintas A., Skuduciai, Vilnius, 1975; Бартусявичюс В., Скудучяй (свирель) и близкие к ним инструменты, "Культура барай", 1978, No 7, с. 66-68 (на литов. яз.); Sасhs С., Die littauische Musikinstrumente in der Kцniglichen Sammlung fьr deutsche Volkskunde zu Berlin, "Internationales Archiv fьr Ethnographie", 1915-16, Bd 23, H.
1, S. 5.H. А. Лисова. .