Музыкальная энциклопедия - славина м. а.
Связанные словари
Славина м. а.
С. обладала высоким меццо-сопрано большой силы, обширного диапазона, красивого густого бархатистого тембра. Её сценич. успехам способствовали безупречная дикция, богатая мимика, одухотворённость исполнения, яркое дарование драм. актрисы. В богатом репертуаре С. было св. 50 партий. Первая исполнительница на рус. сцене партии Кармен (1885). Вершина творчества С. партия Графини (1890, первая исполнительница). Одинаково удавались ей как образы властных, сильных, героич. натур Любаша ("Царская невеста"), Далила, Амнерис; Ортруда ("Лоэнгрин"), Фрика ("Золото Рейна" и "Валькирия"), Вальтраута ("Гибель богов"), так и нежных лирических (Ратмир и Кончаковна были в числе её лучших партий); выступала и в комич. партиях, исполненных тонкого юмора, Ха-физа ("Фераморс" А. Рубинштейна), мистрисс Квикли ("Фальстаф"). С. талантливо исполняла также партии travesti Лель; Зибель ("Фауст"), Стефано ("Ромео и Джульетта" Гуно), Изяслав ("Рогнеда") и др. Среди др. партий: Рогнеда, Ганна; Нежата ("Садко"), Любовь ("Мазепа"), Морозова ("Опричник" Чайковского), Клитемнестра ("Орестея" Танеева). В 1919-20 профессор Петрогр. консерватории. Среди её учениц С. В. Акимова (брала уроки пения у С. в 1910-11). В 1920-х гг. С. уехала за границу.
Литература: Очерк деятельности М. А. Славиной на сцене Мариинского театра, "Театр и искусство", 1898, No 2; Финдейзен Н., Мария Александровна Славина, "РМГ", 1898, No 1; Мария Александровна Славина..., в кн.: Ежегодник имп. театров, сезон 1902-03, прил. 3; 25-летие артистической деятельности М. А. Славиной, "РМГ", 1903, No 6; Старк Э. (Зигфрид), Петербургская опера и её мастера. 1890-1910, Л.-М., 1940, с. 60-69; Гозенпуд A., Русский оперный театр XIX века 1873-1889), Л., 1973; его жe, Русский оперный театр на рубеже XIX-XX веков и Ф. И. Шаляпин (1890-1904), Л., 1974; Акимова С., Воспоминания певицы, Л., 1978, с. 26-29, 48, 50. А. П. Григорьева.