Музыкальная энциклопедия - смешанные такты
Связанные словари
Смешанные такты
В проф. европ. музыке С. т. были исключением (5-дольники в "Орландо" Генделя, "Белой даме" Буальдье, "Тристане и Изольде" Вагнера, 1-й фп. сонате Шопена). В рус. музыке 19 в. они утвердились в качестве новаторских
Рученица.
нац. ритмов, применявшихся почти всеми композиторами начиная с М. И. Глинки, к-рый ввёл 5-дольники как метрич. норму ("Иван Сусанин" и "Руслан и Людмила"). Образцы С. т. с разл. количеством долей (гл. обр. 5-, а также 7-, 8-, 9-, 11-дольные) встречаются в песнях М. П. Мусоргского, "Князе Игоре" Бородина, 3-й симфонии, "Садко", "Снегурочке", "Сказании о невидимом граде Китеже", "Младе", "Сказке о царе Салтане" Римского-Корсакова, "Сне на Волге" и инстр. произв. А. С. Аренского и т. д.:
М. И. Глинка. "Иван Сусанин", действие 3-е, Свадебный хор.Н. А. Римский-Корсаков. "Снегурочка", действие 4-е. Гимн Яриле Солнцу.
В 20 в. С. т. влились в общую систему нерегулярной ритмики и стали применяться наравне с другими, напр. А. Шёнбергом, П. Хиндемитом. Рядом композиторов (И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев и др.) продолжена и развита линия ритмики рус. музыки 19 в. Б. Барток применил "болгарские ритмы" ("alla bulgarese"). В ритмике О. Мессиана С. т. приобрели вид "ритмов с дополнит. длительностью" типа , сблизившись с принципами ритма некоторых восточных народов.
В. Н. Холопова.