Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - смоленский с. в.

Смоленский с. в.

Степан Васильевич (8 (20) X 1848, Казань 20 VII (2 VIII) 1909, Васильсурск) рус. музыковед, палеограф, хор. дирижёр и педагог. Окончил юридич. и филологич. ф-ты Казанского ун-та, получил домашнее муз. образование (играл на фп. и скрипке). С нач. 1870-х гг. руководил студенч. хором, преподавал пение, а также изучал крюковые нотные рукописи. К сер. 80-х выпустил первые труды. Сблизился с Д. В. Разумовским, после смерти к-рого был приглашён С. И. Танеевым в Моск. консерваторию. В 1889-1901 вёл здесь курс истории рус. церк. пения и одноврем. возглавлял Синодальный хор и Московское синодальное училище церковного пения. В 1901-03 управляющий Придв. певч. капеллой в Петербурге. В результате конфликта с духовенством вышел в отставку; занимался науч. деятельностью (как чл. Об-ва любителей древней письменности выступал с докладами, статьями, лекциями; в 1906 прочёл курс в Петерб. ун-те), организовал частные регентские курсы.

С. один из виднейших представителей рус. муз. медиевистики. Впервые опубликовал мн. ценные памятники рус. муз. культуры, в т. ч. "Азбуку знаменного пения. Извещение о согласнейших пометах старца Александра Мезенца" (изд. 1888). В 1910 была издана отредактированная С. и с его предисл. ""Мусикийская грамматика" Николая Дилецкого". В работах С. утверждается мысль о близости др.-рус. культовой и нар. музыки. Большое внимание уделял исследованию ритмики и структуры духовных и светских стихов. Несмотря на субъективное истолкование нек-рых историч. фактов и реставраторские тенденции, работы С. представляют значит. науч. ценность по обилию и новизне материала. Близкий друг и сотрудник Танеева, разделял с ним мысль о плодотворности обращения рус композиторов к др.-рус мелосу. По инициативе С. создан и впервые исполнен руководимыми им хор коллективами ряд соч. С. В Рахманинова, А. Т. Гречанинова, А. Г. Чеснокова, А. Д. Кастальского, С. Н. Василенко. Рахманинов посв. памяти С. "Всенощное бдение" ор. 37.

Огромны заслуги С. в развитии Моск. синодального уч-ща церк. пения, занявшего с кон. 19 в. ведущее место в системе рус. хор. образования. Предпринятая С. перестройка работы уч-ща была направлена на углубление общего муз. образования учащихся, привлечение к преподаванию крупных музыкантов, расширение конц. деятельности (циклы историч. концертов и др.; обширный репертуар от Палестрины до Р. Шумана; исполнение новых соч. рус. композиторов). Благодаря усилиям С. в уч-ще была собрана уникальная коллекция певч. рукописей (ныне хранится в Отделе рукописей Гос. историч. музея). Светский и просветит. характер деятельности С. в уч. заведениях Москвы и Петербурга вызывал нарекания церк. властей. С высоко ценили П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков и др.

Сочинения: Заметки об обучении пению в учительских семинариях и народных школах, "Семья и школа", 1881, т. 2; Курс хорового церковного пения, (кн. 1-4), Казань, 1885, СПБ, 1911; Краткое описание древнего (XII-XIII вв.) знаменного Ирмолога..., Казань, 1887; Общий очерк исторического и музыкального значения певчих рукописей Соловецкой библиотеки и "Азбуки певчей" Александра Мезенца, Казань, 1887; Обзор исторических концертов Синодального уч-ща церковного пения в 1895 г., M., 1895; Памяти Анатолия Александровича Эрарского, "РМГ", 1897, No 12; О собрании русских древнепевческих рукописей в Московском синодальном училище церковного пения, там же, 1899, No 3-14; 80 и 60 лет назад, там же, 1900, No 15-17; О древнерусских певческих нотациях. Историко-палеографический очерк, СПБ, 1901; Памяти Д. С. Бортнянского, "РМГ", 1901, No 39-40; О "Литургии" ор. 41 соч. Чайковского, там же, 1903, No 42-43; О теноре Иванове, сопутствовавшем Глинке в Италию, там же, 1903, No 47; О ближайших практических задачах и научных разысканиях в области русской церковно-певческой археологии, СПБ, 1904; Памяти В H Пасхачова, "РМГ", 1905, No 9-10; О колокольном звоне в России, там же, 1907, No 9-10; О первом всероссийском в Москве регентском съезде, "Хоровое и регентское дело", 1909, No 1; О регентском училище в г. С.-Петербурге, там же, 1909, No 2, 4; О русской церковно-певческой литературе с половины XVI в до начала влияния приезжих итальянцев, там же, 1910, No 1, 3, 5, 6; Значение XVII века и его "кантов" и "псалмов" в области современного церковного пения так наз. "простого напева", в кн. Музыкальная старина, изд H. Финдейзена, вып. 5, СПБ, 1911.

Литература: Памяти С. В. Смоленского, (сб.), (СПБ, 1910); Pиндейзен Н., С. В. Смоленский. Биографический очерк, в кн. Музыкальная старина, вып. 5, СПБ, 1911; Указатель литературно-музыкальных трудов С. В. Смоленского, там же; Московская консерватория, 1866-1966, M., 1966, с. 155, 206; Корабельникова Л., С. Смоленский энтузиаст русской хоровой культуры, "СМ", 1959, No 12; Локшин Д., Выдающиеся русские хоры и их дирижеры, M., 1953, с. 26-30, под назв. Замечательные русские хоры и их дирижеры, M., 1963, с 34-38; Зацепина Т., О народности русского хорового искусства и просветительской деятельности хоровых коллективов в конце XIX и начале XX века, в сб. Вопросы русской и советской хоровой культуры, M., 1975 (Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. 23).

Л. З. Корабельникова.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое смоленский с. в.
Значение слова смоленский с. в.
Что означает смоленский с. в.
Толкование слова смоленский с. в.
Определение термина смоленский с. в.
smolenskiy s. v. это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины