Музыкальная энциклопедия - софийская народная опера
Связанные словари
Софийская народная опера
В 1921 т-р стал государственным и получил наименование Софийская нар. опера. После перехода на гос. бюджет С. н. о. начинает быстро развиваться, широко ставятся произв. болг. композиторов, в т.ч. оперы "Заброшенная мельница" (1923), "Цвета" (1928), "Косара" (1929) и "Алцек" (1930) Атанасова, "Бабье царство" Стоянова (1935), "Царь Калоян" Владигерова (1936), "Девять братьев Яны" Пипкова (1937). В репертуар т-ра включаются классич. произв. рус., итал., нем. и французских композиторов. В 30-е гг. складывается сильная оперная труппа; в период 1922-44 в театре работали: дирижёры Г. Атанасов, В. Бобчевский, А. Димитров, И. А. Добровейн, М. Златин, Э. А. Купер, А. Найдёнов, Ю. Померанцев, X. Штанге, режиссёры Н. Веков, Д. Казаков, X. Попов, певцы X. Брымбаров, Е. Ждановский, К. Каренин, К. Кирова, М. Люцканов, Л. Минчев, И. Попова, М. Попов, К. Спиридонова, С. Сыбев, Ц. Табакова, Н. Тодорова, Г. Хинчев и др. В 1927 начинает деятельность балетная труппа т-ра; первый спектакль "Коппелия". В 1937 осуществлена пост. первого болг. балета "Змей и Яна" X. Манолова, в 1942 пост. балет "Нестинарка" М. Големинова. Среди ведущих солистов Л. Берон, М. Димова, Н. Кираджиева. В 1944 здание т-ра было разрушено при бомбардировке города; спектакли ставились в др. помещениях. В 1953 т-р переехал в новое театр. здание (зрит. зал на 1400 мест).
После победы социалистич. революции (9 сент. 1944) наступил новый период в развитии С. н. о. С первых же сезонов большую творч. помощь труппе т-ра оказывали сов. мастера оперного иск-ва: неск. спектаклей пост. режиссёры П. И. Румянцев ("Евгений Онегин", 1946; "Станционный смотритель" Крюкова, 1947, "Пиковая дама", 1947; "Тайный брак" Чимарозы, 1947, "Богема", 1948) и Е. Н. Соковнин ("Иван Сусанин", 1949, "Князь Игорь", 1950, "Борис Годунов", 1950, и др.); особое значение имели пост. Б. А. Покровского ("Война и мир", 1957, "Хованщина", 1966, "Сказание о невидимом граде Китеже", 1970). Под непосредств. влиянием сов. балетмейстеров интенсивно работает балетный коллектив С. н. о. В пост. Н. А. Анисимовой на сцене т-ра шли балеты "Бахчисарайский фонтан" (1945), "Гаянэ" (1961); "Легенда об озере" Владигерова (1963). Н. С. Холфин поставил балеты "Соперники" Гертеля (1949), "Красный мак" (1951); "Гайдуцкая песня" А. Райчева (1953), Ю. Н. Григорович "Каменный цветок" (1964), Л. М. Лавровский "Жизель" (1966), В. М. Чабукиани "Дон Кихот" (1968), О. М. Виноградов "Ромео и Джульетта" (1970). Большую помощь т-ру оказали также балетмейстеры-педагоги В. Белый и Ф. И. Балабина. В труппе т-ра в разное время работали: дирижёры М. Лефтеров, А. Маргаритов, режиссёры И. Иванов, Д. Кырджиев, хореограф Б. Ковачев, художники А. Миленков, А. Попов, хормейстеры Д. Гончаров, Л. Кондов. С. н. о. сыграла значит. роль в формировании нац. вок. школы. Наряду с певцами старшего поколения в т-ре выступали Е. Апостолова, Н. Афеян, И. Йосифов, Р. Конфорти, К. Попова, К. Шекерлийский. Среди солистов балета В. Вербева, А. Гаврилов, Л. Колчакова. Мн. солисты балета учились в Сов. Союзе у видных педагогов.
К нач. 60-х гг. С. н. о. завоевала славу одного из ведущих т-ров мира; в его разнообразном репертуаре важное место занимают произв. болг. композиторов: оперы "Момчил" (1948; нов. пост. 1953 и 1970) и "Антигона 43" (1963, нов. пост. 1969) Л. Пипкова, "Лудгидия" (1959), "Албена" (1971), "Лето 893" (1975) П. Хаджиева, "Боянский мастер" К. Илиева (1962), "Ивайло" (1959) и "Захарий Зограф" (1971) М. Големинова, "Тревога" А. Райчева (1974), "Саламбо" В. Стоянова (1977), "Неда" Ж. Леви (1978) и др., балет "Источник красавицы" А. Райчева (1978). Т-р успешно ставит произв. совр. композиторов, в числе его пост. оперы "Семён Котко" (1966); "Питер Граймс" Бриттена (1968), балеты "Легенда о любви" Меликова (1971), "Сотворение мира" Петрова (1973).
В труппе т-ра (1979): певцы нар. арт. НРБ Л. Барева, Л. Бодуров, П. Герджиков, Ю. Винер, Н. Гяуров, Н. Гюзелев, Г. Димитрова, Р. Кабаиванская, Б. Карнобатлова, А. Милчева, Н. Николов, С. Попов, засл. арт. НРБ С. Еленков, А. Селимений и др.; солисты балета нар. арт. НРБ К. Богоева, В. Кирова, К. Колдамова, засл. арт. НРБ Ц. Джумалиева, М. Траянова, артисты Б. Деянов, Е. Крыстева, А. Стойнов; дирижёры нар. арт. НРБ А. Найдёнов (гл. дирижёр с 1946, с перерывами), засл. арт. НРБ М. Ангелов, Н. Недялков, Р. Райчев (художественный руководитель т-ра), Б. Хинчев, режиссёры засл. арт. НРБ М. Хаджимишев, а также Э. Бошнаков, Н. Николов, П. Штырбанов, балетмейстер П. Луканов, художник А. Хаджимишева. Первой заруб. гастрольной поездкой С. н. о. была поездка в Сов. Союз (1953; т-р побывал здесь также в 1969 и 1978), в последующие годы с большим успехом труппа т-ра гастролировала в др. социалистич. странах, а также в Италии, Франции, Испании, ФРГ, Бельгии, Австрии, Нидерландах и др. С. н. о. один из организаторов Междунар. конкурса молодых оперных певцов (с 1961; проводится раз в 3 года; финальный тур проходит в здании т-ра).
Литература: Абаджиев A., Софийская опера, "МЖ", 1969, No 9; Тимохин В., Софийская опера в Москве, там же, No 18; Мiжнародне визнання, "Музика", 1978, No 4; Сагаев Л., Българското оперно творчество, София, 1958; его же, Съвременното българско оперно творчество, София, 1974; Бикс Р., Български оперен театър. До 1944 г. Материали и наблюдения, София, 1976; Консулова В., Анастас Петров и българският балет, София, 1976.А. Абаджиев.