Музыкальная энциклопедия - соколовский м. д.
Связанные словари
Соколовский м. д.
Исполнение С. отличали тонкое чувство стиля, богатство тембровых красок, нежная певучесть и виртуозная техника, яркая эмоциональность и выразительность. Репертуар был тщательно продуман. С. являлся превосходным интерпретатором музыки Джулиани, Леньяни, Ф. Карулли. Исполнял в собств. переложении соч. Мерца, Ф. Шопена и др. композиторов. За поэтичность, одухотворённость игры, за "чарующие звуки" немцы называли С. "великим артистом", французы "Паганини гитары", итальянцы "Боттезини гитары", англичане "королём гитаристов", поляки "Костюшкой гитаристов". С. принадлежат соч. для гитары, в т. ч. полонезы, мазурки, вальсы, а также пьесы "Русская почта" (под назв. "Poczta"), "Оседлаю коня" (фантазия на романс А. Е. Варламова), "Венецианский карнавал", "Славянская думка" (обработка соч. Мерца "Fantasie romantique") и др. Мн. соч. С. остались неизданными.
Литература: Виртуоз Конрад Соколовский, "Московские ведомости", 1852, 22 нояб.; "Сын Отечества", 1862, 14 марта (разд. "Хроника"); Русанов В. A., M. Д. Соколовский. Исторический очерк, в кн.: Заяицкий С. С, Интернациональный союз гитаристов, М., 1902; Вольман Б., Гитара в России. Очерк истории гитарного искусства, Л., 1961; Римкявичус Ю., Памяти знаменитого русского гитариста, "МЖ", 1969, No 1; M. Sokolowski, "Tygodnik ilustrowany", 1868, No 10, 12, 20; M. K. Sokolowski, "Echo muzyczne, teatralne i artystyczne", 1884, No 25; Zuth J., Handbuch der Laute und Gitarre, W., 1926-28; Reise J. W.,Gitarai jej mistrz Marek Konrad Sokolowski, "Muzyka", 1955, No 11-12, S. 40-49; Powrozniak J., Gitara od A do Z, (Kr., 1966); его же, Leksykon gitary, (Kr.), 1979; Rimkevicius J., Legendinis gitaros dainius, "Jaunimo gretos", 1978, No 9.Ю. Римкявичюс.