Музыкальная энциклопедия - сопрано
Связанные словари
Сопрано
1) Самый высокий женский голос. Осн. разновидности С. драм., лирическое и колоратурное. Различают также лирико-драм. и лирико-колоратурное С. Для С. характерно преобладание т.н. головного регистра на протяжении почти всего диапазона, за исключением небольшой группы низких звуков. Диапазон драм. и лирич. С. от с1 до с3, колоратурного до е3, в отд. случаях до g3. В числе наиболее ярких оперных партий для драм. С. партии Брунгильды ("Гибель богов"), Турандот ("Турандот" Пуччини), для лирико-драм. С. Леоноры ("Фиделио"), Маргариты, Аиды, Тоски, Татьяны, Лизы, Купавы, Наташи Ростовой, Катерины Измайловой, для лирико-колоратурного С. Царицы ночи, Розины, Лакме, Джильды, Антониды, Людмилы; Марфы ("Царская невеста"), Шемаханской царицы.
2) Высокие голоса мальчиков (дискантистов) и девочек. Диапазон с1 а2.
3) Самая высокая партия в хоре. Партию первых С. в хоре исполняют лирич. С. как более мягкие голоса, а вторых драматические, отличающиеся полнотой и силой звучания. Колоратурные С. из-за ярко выраженного вибрато в хоре применения не находят (в отд. случаях в хор включаются лирико-колоратурные С). Диапазон партий в хоре (а) с1 а2 (с3).
Постепенно назв. С., введённым в 16 в., стали заменять употребительные ранее названия лат. discantus, superius, франц. desus, англ. treble. Поскольку женщины не допускались в церк. хоры, носившие эти назв. партии верхнего голоса исполнялись т.н. тенорами-фальцетистами (tenorino маленький тенор, alto naturale натуральный, т.е. фальцетирующий тенор, в отличие от сопранистов, певцов-кастратов) и мальчиками. Они писались в относительно низком регистре, чтобы певцам не приходилось чересчур напрягать голос. Ныне хор. произв. того времени обычно печатаются с транспозицией вверх на интервал от секунды до квинты.
И. Г. Лицвенко.