Фёдор Игнатьевич (8(20) VI 1843, дер. Новый Двор Речицкого уезда Минской губ. 21 XI (4 XII) 1902, Петербург) рус. певец (бас). В 1869 окончил Нежинский юридич. лицей (в студенч. годы пел в церковном хоре), в 1873 Петерб. консерваторию (занимался в классах пения у П. Репетто, Э. Виардо, Г. Ниссен-Саломан, с 1871 у К. Эверарди). В 1873-1876 пел на киевской оперной сцене (дебютировал в партии Рудольфа, "Сомнамбула"), с 1876
до конца жизни солист Мариинского т-ра (дебютировал в 2 спектаклях в партиях Мефистофеля и Фарлафа).
Голос С. (basso cantante), звучный, большого диапазона (св. 2 октав), не отличался красотой тембра, был несколько суховат, но благодаря хорошей вок. школе и упорному труду певца приобрёл ровность и полноту звучания во всех регистрах, подвижность и лёгкость, позволявшие исполнять сложные фиоритуры и стремительную скороговорку; певца отличали беспредельное дыхание, мастерская филировка звука и прекрасное mezzo voce. Вок. иск-во, а также речевая выразительность, разнообразие интонаций, отчётливая дикция, естеств.
фразировка были подчинены раскрытию эмоц. и психологич. содержания партии. Обладая ярким сценич. талантом, даром перевоплощения, артист уделял большое внимание походке, движению, жесту, мимике, костюму; будучи талантливым художником, сам делал зарисовки грима для своих ролей, к-рые привлекали пластич. законченностью. Певческое и актёрское мастерство, кропотливая работа, высокая культура помогали С. создавать высокохудожеств., жизненно правдивые образы. Исполнил св. 60 разнохарактерных (в т. ч. эпизодич.) ролей в операх рус. и заруб. композиторов. Был первым исполнителем партий Светлейшего, Дюнуа, Мамырова ("Кузнец Вакула", 1876; "Орлеанская дева", 1881; "Чародейка", 1887), Головы, Деда Мороза, Панаса ("Майская ночь", 1880; "Снегурочка", 1882; "Ночь перед Рождеством", 1895), Ивана Грозного ("Купец Калашников" Рубинштейна, 1880), Андрея Дубровского ("Дубровский", 1895), Скулы ("Князь Игорь", 1890). К лучшим созданиям С. принадлежат Фарлаф; Ерёмка ("Вражья сила"), Олоферн, а также Дон Базилио и Бартоло ("Севильский цирюльник"), Спарафучилле ("Риголетто"), Сен-Бри и Марсель ("Гугеноты"), Мефистофель ("Фауст"; "Мефистофель" Бойто), Генрих Птицелов ("Лоэнгрин").
С. выступал и как камерный певец. Здесь проявлялось стремление певца к театрализации образа, воплощаемого в строгих рамках требований эстрады. В конц. репертуаре преобладали произв. рус. композиторов, позволяющие создавать портретные сценки ("Ночной смотр" Глинки, "Царь Саул" и "Полководец" Мусоргского; "Баллада" Рубинштейна, посв. С.). Иногда ему аккомпанировал М. П. Мусоргский.
Иск-во С., выдающегося певца-актёра, боровшегося против шаблона и рутины оперного спектакля и утверждавшего принципы осмысленной режиссуры и актёрского ансамбля, высоко ценили Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, В. В. Стасов. Исполнительская деятельность С., продолжившего традиции О. А. Петрова и проложившего путь Ф. И. Шаляпину, явилась значит. этапом в истории рус. реалистич. оперного иск-ва.
Литература: Стасов В. В., К юбилею Стравинского, "Новости и Биржевая газета", 1900, 30 дек., то же, в его кн.: Избранные сочинения, т. 3, М., 1952; Зигфрид (Старк Э. A.), Фёдор Игнатьевич Стравинский. 1843-1902, "ЕИТ", сезон 1903-1904, СПБ, 1905, прилож. к вып. 14, с. 116-79; его же, Петербургская
опера и её мастера. 1890-1910, Л. М., 1940, с. 190-226; Богданов-Березовский В., Фёдор Стравинский, М.-Л., 1951, Ф. Стравинский. Статьи, письма, воспоминания, Л., 1972; Гозенпуд A., Русский оперный театр XIX века, Л., 1973; его же, Русский оперный театр на рубеже XIX XX веков и Ф. И. Шаляпин, Л., 1974.
А. П. Григорьева.