Музыкальная энциклопедия - сурдина
Связанные словари
Сурдина
сурдинка (франц. sourdine, от лат. surdus глухой, глухо звучащий; итал. sordina, нем. Dдmpfer) приспособление у муз. инструмента, служащее для уменьшения силы звука и его смягчения, а также для изменения тембра. Применяется при игре на инструментах разл. групп. С. у струнных двойная трёхзубая гребёнка, к-рая своей продольной щелью надевается на подставку; делается из кости, твёрдого дерева, пластмассы или лёгкого металла.
С. у медных духовых (валторн, труб, корнетов, тромбонов, туб) спец. полая внутри втулка грушевидной формы, вставляемая в раструб, приглушающая звук и придающая тембру несколько носовой оттенок; изготовляется из дерева или папье-маше, алюминия, пластмассы, имеет пробковые накладки по краям. В орк. музыку введена в нач. 17 в. (опера "Орфей" Монтеверди, оперы Ж. Б. Люлли); первоначально использовалась гл. обр. для уменьшения силы и яркости звука; до 1820-х гг. применялась только при игре на инструментах, к-рым поручены ведущие мелодич. голоса (у 2 солирующих виолончелей для ослабления силы звучания низких фигураций в "Сцене у ручья" из 6-й симфонии, во 2-й части 5-го концерта для фп. с оркестром Л. Бетховена). С 30-х гг. 19 в. С. стала широко применяться как средство особой тембровой характеристики (в произв. композиторов-романтиков Дж. Мейербера, Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Вагнера); её начали использовать не только при звучании piano, но и при звучании forte ("Смерть Озе" Грига, 2-е д. оперы "Тристан и Изольда" Вагнера, "Фантастическая симфония" Берлиоза; 6-я симфония, 4-я картина из оперы "Пиковая дама", "Элегия" из "Струнной серенады" Чайковского, 3-я часть 5-й симфонии Шостаковича). В звучании piano С. придаёт музыке таинственный, туманный характер, в forte резко звенящий, пронзительный. На валторнах вместо С. используются т. н. закрытые звуки, к-рые получают, прикрывая раструб правой рукой.Сначала в эстр. оркестре, затем и в симфоническом (по его образцу) были введены С. для трубы конич., с отверстием в середине, к-рые придают звучанию напряжённый, "сдавленный" характер. Для исполнения лирич., певучих мелодий на грушевидную, "резкую" С. надевают небольшую металлич. чашку ("грибок"), смягчающую звук. Прикрывая отверстие С.
, можно во время игры менять тембр, получая, т. о., "мяукающий", "квакающий" эффект ("вау-вау"; используется гл. обр. в эстр. оркестре). У деревянных духовых С. может служить платок, сложенный в неск. раз и вкладываемый в раструб фагота, кларнета и гобоя. Приём смягчает звучность, но не даёт возможности взять самый низкий звук инструмента. На фп. роль С. выполняет левая педаль.Литература: Eichborn H., Die Dдmpfung beim Horn, Lpz., 1897; Оsthоff W., Trombe Sordine, "AfMw", 1956, Jahrg. 13, No 1.Г. И. Благодатов. .