Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - свелинк я. п.

Свелинк я. п.

(Sweelinck, Swelink) Ян Питерсзон (1562, Девентер 16 X 1621, Амстердам) нидерл. композитор и органист. Начальное муз. образование получил под рук. отца, Питера Свибертсзона С. (ум. в 1573), церк. органиста, и Я. В. Лосси, гарлемского гор. флейтиста. По мнению нек-рых историков музыки (М. Зейферт, М. Букофцер), С. занимался у Дж. Царлино в Венеции, др. исследователи (Г. Риз, В. О. Верков) считают это недоказанным. С 1580 С. органист Старой церкви (Oude Kerk) в Амстердаме (в 1564-73 здесь же служил его отец, в 1591 1652 сын Дирк С).

Принимал участие в муз. жизни города в качестве чл. Объединения музыкантов и любителей музыки Амстердама. С. называют "последним великим нидерландцем", он был основоположником крупной орг. школы, воспитал мн. органистов и композиторов Сев. Германии (С. Шейдт, М. Преториус, Г. Шейдеман, М. Шильдт), получив известность за пределами Нидерландов. Развивая традиции нидерландской школы, С. воспринял также достижения современных ему итал. и англ. полифонистов, сочетая в своих соч. характерные черты инстр. форм венецианской школы с фигурационной техникой англ. вёрджинелистов (см. Английская музыка). В орг. произв. С. -ричеркарах, фантазиях, каприччио, токкатах, а также в обработках хоралов, песен и танцев отразилось его виртуозное, богатое красками исполнит. мастерство (особенно в фантазиях Хроматической и "в манере эхо"). Ричеркары, фантазии и каприччио нередко сходны по строению; для них характерна слитно-вариационная форма, состоящая из неск. крупных частей, следующих друг за другом с нарастанием ритмич. активности; тема варьируется путём ритмич. изменений, обращений и стреттных вступлений; использование в экспозиции кварто-квинтовых имитаций подготавливало форму фуги. Токкаты написаны в более свободном, импровизац. стиле. Принципы вариационной обработки хоралов С. получили дальнейшее развитие в творчестве нем. учеников С. и были продолжены И. С. Бахом. В вариациях на светские темы нем., франц., англ. и др. композиторов того времени, в т.ч. на темы Дж. Дауленда и П. Филипса, возможно, предназначенных для клавира, особенно сказывается влияние англ. вёрджинелистов, ощутимое и в мелодико-гармонич. развитии, и в отд. технич. приёмах; наряду с имитационно-полифонич. построениями имеются и разделы гомофонно-гармонич. склада. При жизни С. были изданы лишь его вок. соч. сб. шансон ("Chansons", 1584, для 5 голосов), песни на франц. и итал. стихи ("Rimes franзoises et italiennes", 1612, для 2-4 голосов), "Псалмы Давида" ("Pseaumes de David", на франц. пер. К. Маро и Т. Беза, 1604, для 4-8 голосов; переиздавались в 1613, 1614, 1621). "Священные песнопения" ("Cantiones sacrae", 1619, для 5 голосов) единств. хор. соч., в к-ром имеется инстр. партия basso continuo; все др. хор. произв. С. написаны в типичном для вок. музыки Возрождения стиле a cappella. С. принадлежит трактат о правилах композиции, осн. на теоретич. положениях Дж. Царлино. Издано собр. соч. С. (10 тт., Лейпциг, 1894-1901), выходит в Амстердаме полное собр. соч. (с 1957, "Opera omnia", тт. 1-10; до 1975 изданы 4 тт.).

Литература: Кузнецов К., Музыкально-исторические портреты, М., 1937, с. 5-26; Ливанова Т., История западноевропейской музыки до 1789 г., М.-Л., 1940, с. 304-05; Грубер Р., Всеобщая история музыки, ч. 1, М., 1956, 1965, с. 333; Друскин М., Клавирная музыка... XVI-XVIII веков, Л., 1960, с. 133-37; Протопопов Вл., История полифонии в её важнейших явлениях..., М., 1965, с. 49; его же, Ричеркар и канцона в XVI-XVII веках и их эволюция, в сб.: Вопросы музыкальной формы, вып. 2, М., 1972, с. 22-23; Берков В., Хроматическая фантазия Я. Свелинка. Из истории гармонии, М., 1972; Розеншильд К., История зарубежной музыки, вып. 1, М., 1973; Seiffert M., J. P. Sweelinck und seine direkten deutschen Schьler, В., 1891 (Diss.); его жe, Geschichte der Klaviermusik, Bd 1, Lpz., 1899; Sigtenhorst Meyer B. van den, J. P. Sweelinck, en zijn instrumentale muziek, Den Haag, 1934, 1946; его же, De vocale muziek van J. P. Sweelinck, Den Haag, 1948; Bukofzer M., Music in the Baroque era, N. Y., 1947; Reese G., Music in the Renaissance, N. Y., 1954; Tusler R., The organ music of Jan Pieterszoon Sweelinck, (v. 1-2), Bilthoven, 1958; Вreig W., Der Umfang des choralgebundenen Orgelwerks von Jan Pieterszoon Sweelmck, "AfMw", 1960, Jahrg. 17, No 4; Wоuters J., J. P. Sweelinck "Der Orpheus von Amsterdam", "Musica", 1961, Jahrg. 15, No 5/6; A pel W., Geschichte der Orgelund Klaviermusik bis 1700 Kassel, 1967; Curtis A., Sweelinck's keyoard music, L., 1969; Nоske P. R., Forma formans... instrumentale muziek von J. P. Sweelinck, Amst., 1969.

Т. H. Дубравская.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое свелинк я. п.
Значение слова свелинк я. п.
Что означает свелинк я. п.
Толкование слова свелинк я. п.
Определение термина свелинк я. п.
svelink ya. p. это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины