Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - театр музыкальной драмы

Театр музыкальной драмы

(ТМД) оперный т-р в Петербурге. Открыт 11 (24) дек. 1912 в помещении Большого зала консерватории (существовал до 1919). Основатель и худ. рук. режиссёр И. М. Лапицкий, в муз. руководстве большую роль сыграл дирижёр М. А. Бихтер. Творч. кредо т-ра необходимость реформы в оперном деле, борьба с рутиной, стремление к реалистич. воплощению произв. Труппа т-ра (солисты и хор) была сформирована из молодых певцов и студентов консерватории. Здесь начали творч. жизнь многие артисты, впоследствии с успехом выступавшие на сценах оперных т-ров страны, в т. ч. Л. А. Андреева-Дельмас, М. И. Бриан, П. М. Журавленко, К. С. Исаченко, Н. Н. Куклин, С. Ю. Левик, М. И. Литвиненко-Вольгемут, В. М. Луканин, А. И. Мозжухин и др.; в 1914-15 на сцене ТМД выступали Л. Я. Липковская и Л. В. Собинов. В т-ре работали дирижёры А. Э. Маргулян, А. В. Павлов-Арбенин, Г. Г. Фительберг, Г. Шнеефогт; художники И. Я. Билибин, М. В. Добужинский, Н. К. Рёрих и др.

С первых месяцев работы ТМД привлёк внимание новизной постановок и яркой драм. игрой оперных артистов. Положит. оценку в передовых муз.-обществ. кругах получили спектакли "Евгений Онегин" (1912), "Кармен" (1913), "Нюрнбергские мейстерзингеры" (1913). Значит. интерес представляли пост. опер "Борис Годунов" (1913) и "Сорочинская ярмарка" (1917, в ред. Ц. А. Кюи) Мусоргского, "Мазепа" (1913); "Каменный гость" Даргомыжского (1915). Впервые в России ТМД пост. оперу К. Дебюсси "Пеллеас и Мелизанда" (1915). В репертуаре т-ра были также оперы "Пиковая дама", "Черевички", "Иоланта" Чайковского, "Хованщина", "Женитьба" Мусоргского, "Садко", "Снегурочка"; "Пир во время чумы", "Мадемуазель Фифи" Кюи, "Принцесса Мален" Штейнберга, "Свадьба" Эренберга, "Парсифаль", "Севильский цирюльник", "Фауст", "Аида", "Риголетто", "Паяцы", "Богема", "Чио-Чио-сан" ("Мадам Баттерфляй"); "Сказки Гофмана" Оффенбаха и др.

Лучшие спектакли ТМД отличались художественно цельным ансамблем, реалистич. массовыми сценами, в них достигалось подлинное слияние музыки и драматургии. Вместе с тем т-р не избежал серьёзных художеств. просчётов произвольного обращения с нек-рыми оперными партитурами, натуралистич. подробностей и др. Особенно острой критике подвергалась пост. оперы "Риголетто" (шла под назв. "Король забавляется", 1914). Но несмотря на ряд недостатков ТМД оставил заметный след в истории рус. оперного т-ра.

Литература: Театр музыкальной драмы, СПБ, 1912; Левик С., Записки оперного певца, М., 1955, 1962, гл. 11; его же, Четверть века в опере, М., 1970; Xессин A., Из моих воспоминаний, М., 1959; Гозенпуд A., Русский оперный театр между двух революций (1905-1917), Л., 1975.

M. M. Годлевская.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое театр музыкальной драмы
Значение слова театр музыкальной драмы
Что означает театр музыкальной драмы
Толкование слова театр музыкальной драмы
Определение термина театр музыкальной драмы
teatr muzykalnoy dramy это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины