Музыкальная энциклопедия - тихон макарьевский
Связанные словари
Тихон макарьевский
Обладая разносторонними знаниями, Т. М. проявил себя в разл. областях культуры Был связан с передовыми муз., лит., высшими церк. и гос. кругами России (приближенный советник патриарха Адриана, пользовался доверием Петра I); в области музыки сторонник и пропагандист нотолинейного письма. Работы Т. М. преим. компилятивны. По традиции того времени он зашифровывал свое имя (авторство) в акростихах. В 70-х нач. 80-х гг. 17 в. (не позднее 1685, т. к. эта дата указана на одном из списков) составил "Сказание о нотном гласобежании и о литерных знаменных пометах, и о знамени нотном, яже в сем ключе разумения написано по линиям и испациям простого клявеса" (в исследоват. лит-ре часто обозначается кратким назв. "Ключ") наиболее полное двоезнаменное муз.-теоретич. руководство (см. Двоезнаменник), в к-ром разработаны нек-рые методич. приёмы освоения нотного письма (посредством знаменного), отражены особенности знаменной системы 2-й пол. 17 в. (см. Азбука музыкальная). "Ключ" Т. М. (по предположению В. M. Mеталлова, в составлении "Ключа" принимал участке Н. П. Дилецкий) состоит из двух осн. частей: теоретической (включает разделы: предисловие, таблица-рисунок "ключа", двоезнаменная таблица интонирования знамён "имена знамени") и практической (двоезнаменное изложение знамён, изменяющих интонацию в попевках разных гласов, начертания 90 фит, 50 лиц с "разводами", 68 строк "осмогласного пения", расположенные в гласовом порядке, краткое заключение). Кроме того, руководство содержит "Увещание" ("Вирши") акростих, а также традиц. авторское послесловие. В нек-рых списках имеются дополнит. разделы. Списки "Сказания о нотном гласобежании..." помещались гл. обр. в рукописных муз.-теоретич. сб-ках 17-18 вв., часто совместно с "Извещением о согласнейших пометах" Александра Мезенца и нотолинейными грамматиками. "Ключ" был распространённым практич. пособием с кон. 17 в.
Т. М. составил и написал исторпч. труды: "Степенная книга" ("Латухинская", 1678) в пространной и краткой редакциях, "Летописец вкратце" (известная ред. 1706). Он был автором акростихов и стихотворных вставок в своих историч. и муз.-теоретич. трудах.
Литература: Металлов В. М., Старинный трактат по теории музыки 1679 года, составленный киевлянином Николаем Дилецким, "РМГ", 1897, No 12 (отд. оттиск, СПБ, 1898); Разумовский Д., Церковнорусское пение, в кн.: Труды Первого археологического съезда в Москве, 1869, т. 2, М., 1871; Васенко П. Г., Заметки к Латухинской степенной книге, в Сборнике Отделения русского языка и словесности имп. Академии наук, т. 72, No 2, 1902 (отд. оттиск, СПБ, 1902); Бражников М. В., Древнерусская теория музыки, Л., 1972.Г. А. Никишов.