Музыкальная энциклопедия - транспонирующие инструменты
Связанные словари
Транспонирующие инструменты
Л. Бетховен. 8-я симфония, 1-я часть.
Возникновение Т. и., или, вернее, транспонирующей их нотации, относится к 18 в., к периоду, когда на дух. инструментах могли извлекаться почти исключительно тоны их простейшей гаммы или натурального звукоряда. Поскольку C-dur является простейшей по нотации тональностью, возникла практика нотировать в C-dur партии, отвечающие натуральному строю инструмента.
С изобретением клапанов и вентилей игра в тональностях, более или менее удалённых от осн. строя инструмента, существенно облегчалась, однако практика транспонирующей нотации (к-рая затрудняет чтение партитур) продолжает применяться. Определённым доводом в пользу её сохранения является то, что благодаря транспонирующей нотации один и тот же исполнитель может легко переходить с одной разновидности инструмента того же семейства на другую, имеющую др. строй при сохранении аппликатуры, напр. с кларнета in A на басовый кларнет in В (аппликатура сохраняется): такие смены инструмента нередко совершаются и при исполнении одного произв. (обозначается: Cl. in В muta in A; Cl. in В muta Cl. picc. in Es). Отд. транспонирующие дух. инструменты всегда нотируются соответственно звучанию (напр., тромбоны in В, туба in В). Нек-рые композиторы в 20 в. делали попытки нотировать партии Т. и. соответственно их звучанию; среди них А. Шёнберг (серенада ор. 24, 1924), А. Берг, А. Веберн, А. Онеггер, С. С. Прокофьев.
В 17-18 вв. к Т. и. относили также нек-рые системы органов, строй к-рых отличался от оркестрового и соответственно их партия нотировалась в др. тональности.
Литература: Herz N., Theorie der transponierenden Musikinstrumente, Lpz., 1911; Erpf H., Lehrbuch der Instrumentation und Instrumentenkunde, Mainz, (1959.