Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - тувинская музыка

Тувинская музыка

Самобытные нац. формы и жанры Т. м. уходят корнями в тув. фольклор, в к-ром широко представлены лирич., обрядовые песни, частушки, инструментальные наигрыши и др. Народные музыканты, странствующие по аулам, были гл. распространителями муз. культуры. В народе сохранились древние песни, связанные с его историей, кочевым бытом скотоводов-охотников. Основа ладового строя тув. нар. музыки ангемитоника (см. Ангемитонный звукоряд). Т. м. характеризуется самобытными интонациями, разнообразием ритмич. структур. Старинные протяжные песни отличаются обширным диапазоном мелодии, широтой дыхания. Тув. нар. песни делятся на две жанровые группы: ырлар и кожамык. Ырлар это медленные лирич. песни с распевными мелодиями и поэтич. текстами преим. созерцат. характера. Кожамык быстрые песни с мелодиями нераспевного типа, имеющие иногда припевы (кожумак); тексты этих песен преим. импровизированные, отражают разнообразные темы. Песни обоих жанров сольные, но на празднествах иногда поются хором в унисон. Особым вок. жанром Т. м. является горловое пение своеобразный вид сольного остинатного двухголосия. Это пение известно также у нек-рых др. народов (монголов, хакасов, башкир, алтайцев), однако у тувинцев оно было наиболее развито; сохранилось в четырёх стилевых разновидностях (сыгыт, каргыраа, эзенгилээр, борбаннадыр). Богато орнаментированы свадебные, лирич., трудовые песни, а также благопожелания. В старинных песнях воспевалась борьба аратов против колонизаторов и феодалов. Народная музыка оказала большое влияние на развитие совр. тув. песенного творчества. Муз. инструментарий богат и разнообразен: щипковые шанзы, чадаган, шелер-хомус, хола-хомус, хулузун-хомус; духовые бурээ, бушкуур, тун, мургу, шоор; до Октябрьской революции 1917 бытовали также шумовые ламские и шаманские инструменты шан, конга, дамбыра, кенгирге, дунгур.

Начало становления проф. Т. м. относится ко 2-й пол. 30-х гг. 20 в. Её развитие связано с освоением нар. наследия и влиянием рус. классич. и сов. музыки. Большое значение имело создание муз.-драм. театра-студии (1936), к-рым руководили в 40-е гг. композиторы А. Н. Аксёнов, И. Л. Израйлевич, дирижёр Р. Г. Миронович, реж. И. Я. Исполнев и др. В театре-студии формировалось иск-во певцов М. Мунзука, К. Мунзука, комп. А. Чыргал-оола, Р. Кенденбиля, Е. Кенденбиля, X. Конгара, В. Кок-оола, А. Лаптана, С. Байыра, О. Намдараа, С. Монгуша, Н. Кысыгбай, В. Монгольбии. Одним из первых зачинателей песенного композиторского творчества был драматург и актёр Кок-оол. Его песни "Аныяктар" ("Молодёжь"), "Мээн Тывам" ("Моя Тува") и др. стали широко известны.

Интенсивное развитие тув. проф. музыки началось после добровольного вхождения Тувы в состав СССР (1944). Рост муз. культуры и иск-ва сопровождался освоением нового социалистич. содержания и новых муз. форм. Особую популярность получили короткие куплетные частушки с чётким ритмом. При муз.-драм. театре-студии в 1941 организован оркестр нар. инструментов. В 1947 открыта муз. школа (ныне 18 муз. школ), в том же году при студии основано хореографич. отделение. В 1950 открыт областной Дом нар. творчества, в 1960 муз. уч-ще (ныне Уч-ще иск-в). Большой вклад в развитие Т. м. внёс комп. Аксёнов, создавший ряд произв. на материале тув. фольклора и монографию "Тувинская народная музыка" (1964). Со 2-й пол. 50-х гг. наряду с традиц. муз. жанрами появляются симф. произв. "Алдан-Маадыр" Чыргал-оола, музыкальная сказка "Чечен и Белекма" Р. Кенденбиля, Чыргал-оол написал симфоническую "Поэму радости" (1967), а также симфонию "Моя Тува" (1970; Гос. Пр. Тув. АССР, 1971), концерт для скрипки с орк., орк. картину "Челер-оюм" ("Мой иноходец"), музыку к драм. спектаклям ("Певцы дня", 1973), хор. обработки, кантату "Отчизна" и др. Творчество Р. Кенденбиля представлено симфонией, 3 квартетами, "Колхозной сюитой" для симф. оркестра, хор. обработками, сюитой "Расцветай, мой край родной". Инстр. произв. тув. композиторов, как правило, программны. В 1966 создан Симф. оркестр радио и телевидения, с 1969 работает филармония, с 1970 Тув. ансамбль песни и танца "Саяны", в 1978 создан Союз композиторов Тув. АССР. В республике систематически ведётся работа по собиранию нар. песен и инструментальных наигрышей. Первые записи тув. муз. фольклора осуществили в 1910-20-х гг. музыковеды А. В. Анохин, Е. В. Гиппиус, З. В. Эвальд; в дальнейшем С. И. Булатов, Израйлевич, Миронович, Аксёнов, М. Мунзук, фольклористы Тув. НИИ языка, лит-ры и истории. Традиц. декады, олимпиады, смотры художеств. самодеятельности и слёты певцов, проводимые в республике, превращаются в большие праздники нар. и проф. иск-ва. Среди деятелей тув. муз. иск-ва: композиторы засл. деят. иск-в РСФСР Чыргал-оол, Р. Кенденбиль, Д. Хуреш-оол; певцы нар. арт. РСФСР М. Мунзук, К. Мунзук, нар. арт, Тув. АССР Н. Олзей-оол, засл. арт. РСФСР X. Конгар, Кок-оол, А. Лаптан, засл. арт. Тув. АССР Е. Кенденбиль.

Литература: Сейфулин X. М., Образование Тувинской автономной области РСФСР, Кызыл, 1954; История Тувы,т. 2, М., 1964; Аксёнов А. Н., Тувинская народная музыка, М., 1964; на тув. яз. Mунзук М., Тыва улустун ырлары, Кызыл, 1973.

З. К. Кыргыс.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое тувинская музыка
Значение слова тувинская музыка
Что означает тувинская музыка
Толкование слова тувинская музыка
Определение термина тувинская музыка
tuvinskaya muzyka это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины