Музыкальная энциклопедия - улыбышев а. д.
Связанные словари
Улыбышев а. д.
Выйдя в отставку (1830), У. поселился в родовом имении Лукино (близ Ниж. Новгорода). Всё свободное время он отдавал серьёзному изучению музыки. Собрал богатейшую нотную библиотеку. Особое внимание уделял изучению произв. В. А. Моцарта и лит-ры о нём.
Деятельность У., страстного любителя музыки и самобытного учёного, имела существ. значение для развития муз. вкусов нижегородцев. В 40 нач. 50-х гг. дом У. стал центром муз. жизни Ниж. Новгорода (см. ст. Горький). Здесь собирались артисты, музыканты, художники, писатели; устраивались концерты, квартетные вечера (У. участвовал в последних как скрипач), ставились спектакли. На муз. собрания в своём доме У. приглашал лучших певцов и инструменталистов. По инициативе У. впервые в Ниж. Новгороде был создан любительский симф. оркестр, зачастую выступавший под его управлением. Оркестр исполнял симфонии Моцарта, Л. Бетховена, участвовал в постановке опер. У. поддержал первые творч. опыты молодого М. А. Балакирева, познакомил его со своей обширной муз. библиотекой и впоследствии оказывал ему содействие, в т. ч. материальную помощь.
Как муз. критик У. выступил в 20-х гг. 19 в. Уже в первых рецензиях на исполнение итал. опер и др. муз. сочинений он стремился к широкому охвату муз. явлений. Его статья о "Вольном стрелке" Вебера явилась первым в России образцом всестороннего эстетико-критич. разбора оперной партитуры. К кон. 20-х гг. У. приобрёл большой опыт муз.-лит. работы. Среди его музыковедч. трудов выделяются работы о Моцарте и Бетховене. Книга "Новая биография Моцарта" (1843, написана и издана на франц. яз., рус. пер., сделанный М. И. Чайковским, вышел с предисл. Г. А. Лароша в 1890-92) первое в мировом музыковедении крупное серьёзное исследование о Моцарте. Ценно в этой работе и то, что, анализируя соч. Моцарта, автор исходил из живого звучания музыки. Несмотря на идеалистич. оценку творчества Моцарта (У. опирался на гегелевскую философию иск-ва), работа содержит оригинальные для того времени верные суждения, в т. ч. о влиянии музыки Моцарта на симфонизм Й. Гайдна, а также о нар. истоках церк. музыки. Книга получила высокую оценку крупнейших музыкантов, в т. ч. Г. Берлиоза. Впоследствии А. Н. Серов писал: "Книга эта весьма важна, как в первый раз сделанная полная, подробная оценка почти всей деятельности Моцарта".
В 1857 в Лейпциге вышла (на франц. яз.) кн. У. "Бетховен, его критики и толкователи" (фрагменты из работы на франц. яз., в т. ч. о 6-й симфонии, а также переводы ряда их на рус. яз. А. Н. Серовым публиковались уже в 1855-56 в петерб. журналах). Признавая Бетховена одним из величайших композиторов, У. отрицательно относился к нек-рым, особенно поздним, его произв., считая их свидетельством упадка гения. Книга вызвала полемику среди музыкантов, многие из к-рых (В. Ленц, А. Н. Серов) резко выступили против противопоставления в ней "дисгармоничности" Бетховена "абсолютному совершенству" Моцарта.
Неск. статей У. посвятил молодым рус. композиторам. Он сумел определить значение М. И. Глинки в истории рус. музыки. В своих "Записках" (сохранились фрагменты) У. писал: "Под его пером наша отечественная музыка в первый раз явилась достойной судеб родного края". У. была задумана статья о "Руслане и Людмиле". Из лит. опытов У. известностью пользовалась драма "Раскольники".
Сочинения: Thйвtre Allemand de St.-Pйtersbourg. Le Freischьtz, opйra en trois actes, musique de Weber, parois de F. Kind, "Journal de Saint-Pйtersbourg", 1825, 10, 14, 19 fйvrier, 3 mars (рус. пер. (неполный) Вольный стрелок, опера в трёх действиях, музыка Вебера, слова Кинда. (В первый раз представленная на Берлинском театре), "Русский инвалид", 1825, 6, 7, 18, 20, 23, 24 ноября); Thйвtre italien de St. Pйtersbourg. Il Barbiere di Seviglia. Cenerentola, там же, 1828, 18, 25 fйvrier; Nouvelle biographie de Mozart, suivie d'un aperзu l'histoire gйnйrale de la musique et de l'analyse des principales oeuvres de Mozart, t. 1-3, Moscou, 1843 (рус. пер. Новая биография Моцарта, с приложением очерка всеобщей истории музыки и анализа основных сочинений Моцарта, т. 1-3, М., 1890-92); Беглый очерк музыкальной жизни в Нижнем Новгороде, "Нижегородские губернские ведомости", 1850, 30 сент.; Русский скрипач Н. Я. Афанасьев, "Северная пчела", 1850, 9 ноября; Замечания на книгу г. Ленца "Beethoven et ses trois styles", "Северная пчела", 1852, 18, 23 июня; Отсутствие ритма в музыке, "С.-Петербургские ведомости", 1854, 30 марта, то же, "Литературное прибавление к Нувеллисту", 1854, июнь, июль; Письмо г. Ростиславу (о М. А. Балакиреве), "Северная пчела", 1854, 28 дек.; Beethoven, ses critiques et ses glossateurs, Lpz.-P., 1857; Раскольники (драма), "Русский архив", 1886, No 1; Письма, в сб.: Музыкальная старина, вып. 6, СПБ, 1911; Записки (фрагменты), "Звезда", 1935, No 3, и др.Литература: Серов А. Н., Замечательное явление по части музыкальной критики (о книге А. Д. Улыбышева, посвященной Л. Бетховену), "Московские ведомости", 1857, 25, 27, 30 апр. (см. также Серов А. Н., Избранные статьи, т. 2, М., 1957, с. 172, 270-75); А. Д. Улыбышев, "Литературные прибавления к Нувеллисту", 1858, март; Ученые и литературные известия. Воспоминание об Улыбышеве, "Русский инвалид", 1858, 20 апр.; Гациский A., Александр Дмитриевич Улыбышев, "Русский архив", 1886, No 1; Ларош Г., О жизни и трудах А. Д. Улыбышева, в кн.: Улыбышев А. Д., Новая биография Моцарта, т. 1, М., 1890; Кремлев Ю., Русская мысль о музыке, т. 1, Л., 1954; Ливанова Т. Н., Оперная критика в России, т. 1, вып. 1-2 (вып. 1-й совм. с Протопоповым В. В.), М., 1966-67; Штейнберг А.,У истоков русской мысли о музыке, "СМ", 1967, No 10; Коллар В. A., Александр Дмитриевич Улыбышев (1794-1858), в его кн.: Музыкальная жизнь Нижнего Новгорода города Горького, Г., 1976, с. 37-41.Л. А. Сорочкина.