Музыкальная энциклопедия - вербункош
Связанные словари
Вербункош
Первые сохранившиеся венг. нотные издания В. относятся к 80-м гг. 18 в., это песни Ф. Вершеги и Венгерские танцы Й. Бенграфа:
Ф.Вершеги. Песня. 1780.Й. Бенграф. Танец из сб. "Двенадцать венгерских танцев для клавичембало". 1790.
В. достиг расцвета в нач. 19 в. в творчестве и исполнительстве знаменитой "триады" скрипачей-виртуозов Я. Бихари, Я. Лавотты и А. Чермака.
Я. Бихари. Венгерский танец, или вербункош. 1804.
Богатое собрание пьес издал композитор и хоровой регент Й. Рузичка. Его "Венгерские песни из области Веспрем" ("Magyar Nуtбk Veszprйm Vб megyйbцl", 1823-1832) содержат 135 пьес в 15 выпусках.
Й. Рузичка. Быстрый венгерский танец. 1832.
После 1830 В. выходит за пределы танцевальной музыки, проникая в камерную инструментальную и фп. музыку, в романс и оперу.
Характерный образец В. знаменитый Ракоци-марш, созданный неизвестными авторами. Ф. Лист в своих венгерских рапсодиях и др. произведениях разрабатывает мелодии В.; Ф. Эркель во многих эпизодах своих опер, особенно в ариях лирического характера, привлекает характерные для В. ритмо-интонации.
Ф. Эркель. Отрывок из 3-го акта оперы "Банк бан".
Под влиянием стиля В. написаны нек-рые произведения Б. Бартока, в частности симф. поэма "Кошут", рапсодия для фп. с орк., концерт для орк. и др.
Примером использования старинного В. в совр. венг. музыке может служить антракт из оперы З. Кодая "Хари Янош":
В. нашёл отражение в творчестве мн. западноевроп. композиторов. Эпизод a-moll в финале скр. концерта В. А. Моцарта A-dur (К-V 219,1775) Б. Сабольчи считает первым нотированным вербункошем. Мотивы В. встречаются у Й. Гайдна (Rondo all ongarese из фп. трио G-dur и др. произведения), Л. Бетховена (эпизод g-moll в финале 3-й симфонии, тема побочной партии в финале 7-й симфонии, увертюра "Король Стефан"), Ф. Шуберта (финал стр. квинтета C-dur op. 163, "Венгерский дивертисмент" для фп. в 4 руки и ряд небольших инстр. произведений), Г. Берлиоза (использование мелодии Ракоци-марша в оратории "Осуждение Фауста"), И. Брамса (концерты, Венгерские танцы) и др.
Литература: Мильштейн Я., Ф. Лист, т. I, M., 1956, 1971; Сабольчи Б., История венгерской музыки, пер. с венг., Будапешт, 1964, с. 53-65, 148-57; Rйthei-Prikke1 M., A magyarsбg tбncai, Bdpst, 1924; Majог E., Adatok a verbunkos tцrtйnetйhez, "Muzsika", 1929, v. 1, No 4; Szabolcsi В., A magyar zenetцrtйnet kйzikцnyve, Bdpst, 1947, 1955; его жe, A magyar zene йvszбzadai XVIII-XIX sz., kцt. 2, Bdpst, 1961; Major E., Bihari Jбnos verbunkosainak visszhangja a XIX sz. magyar zenйben, "Ьj zenei szemle", Bdpst, 1952, No 4. П. Ф. Вейс.