Музыкальная энциклопедия - веймарская школа
Связанные словари
Веймарская школа
Возникновение В. ш. было связано с нац. подъёмом накануне объединения Германии, с борьбой передовых деятелей против отсталости и консерватизма.
Активная творч. и дирижёрская деятельность Листа, избравшего с 1848 своим местопребыванием Веймар, сделала этот город центром притяжения для мн. передовых нем. деятелей. С 1852 "Neue Zeitschrift fьr Musik" ("Новый музыкальный журнал", осн. в 1834 в Лейпциге Р. Шуманом) переходит в руки сторонников Листа и пропагандирует их идеи. В 1854 в Веймаре по инициативе Листа и Фаллерслебена создаётся объединение передовой веймарской интеллигенции, получившее наименование "Нововеймарской школы". Юбилей журнала "Neue Zeitschrift fьr Musik" в 1859 послужил поводом для организации Всеобщего нем. муз. союза (Allgemeiner deutscher Musikverein, создан в 1861 во время муз. фестиваля в Веймаре).
Как муз. содружество В. ш. противопоставила себя более академичной лейпцигской школе. Представители В. ш. боролись за романтич. муз. иск-во, за идейную насыщенность музыки и коренное обновление её форм на основе программности, поддерживали Р. Вагнера и его оперную реформу.
Идеи В. ш. нашли яркое выражение в критич. статьях Листа 50-х гг. Реализацией этих идей было творчество Листа и др. представителей В. ш., а в области муз. исполнения симф. концерты в Веймаре, составленные из произв. Листа, Берлиоза и Вагнера, а также спектакли Веймарского т-ра постановка опер Вагнера, Берлиоза, Шумана, П. Корнелиуса. Лист и его сторонники высоко ценили и пропагандировали произведения рус. композиторов Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова, Балакирева и др. Благодаря деятельности В. ш. Веймар превратился в один из важнейших муз. центров. В Веймаре и др. городах Германии и Австрии проводились муз. фестивали.
Позиции В. ш. не были лишены нек-рой ограниченности. Её представители порой недооценивали жизнеспособность в новых условиях традиционных классич. форм непрограммной музыки, по сравнению с композиторами лейпцигской школы они уделяли меньшее внимание претворению в своих произв. нем. нар.-бытовых жанров. При всём этом деятельность В. ш. определила важные достижения нем. муз. культуры в 50-х гг. 19 в.
В нач. 60-х гг. обстановка реакции и засилья филистерства, мешавшая осуществлению реформаторских замыслов Листа, заставила его на время покинуть Германию, и В. ш. распалась. Враждующие группировки нем. муз. общественности с этого времени сплотились вокруг Брамса, с одной стороны, и Вагнера с другой.
Литература: Мильштейн Я. И., Ф. Лист, т. 1, М., 1956, гл. IV; Друскин М. С., История зарубежной музыки, вып. 4, М., 1967; Ambгоs A. W., Die musikalische Reformbewegungen der Neuzeit, II. Die neu-deutsche Schule, в кн.: Culturhistorische Bilder aus dem Musikleben der Gegenwart, Lpz., 1860, S. 129-62; Gerstenberg H., Aus Weimars nachklassischer Zeit, Hamb., 1901; Соrnе1ius P., Literarische Werke, Bd 1 Ausgewдhlte Briefe nebst Tagebuchblдttern und Gelegenheitsgedichten, Lpz., 1904; Hoffmann von Fallersleben H., Ausgewдhlte Werke, Bd 4, Lpz., (1905); Sсhnaubert G., Aus Weimars nachklassischer Zeit, "Neue Musikzeitung", Jahrg. XXXI, 1910, H. 1, 3, 7, 9. Г. В. Крауклис.