Музыкальная энциклопедия - виолы
Связанные словари
Виолы
Осн. виды высоких В.: дискантовая (сопрановая) виола (итал. violetta piccola, violetta; франц. dessus de viole; англ. treble viol; нем. Klein-Diskant, Diskant) по размеру равна большому альту (длина корпуса 63-80 см), отличалась значит. высотой обечаек от 5 до 9 см (у альта от 3,2 до 4,5), строй d, g, с1, f1, a1, d2; альтовая виола (итал. violetta; франц. taille de viole, haute-contre de viole, alto de viole; англ. tenor viol; нем. Diskant, Alt, в 16 в. Alt-Tenor) по длине корпуса (50-63 см) и высоте обечаек (9-11 см) близка половинной виолончели, строй G, с, f, a, d1, g1.
Более поздние разновидности высоких В.: высокая дискантовая (сопрановая) виола (франц. pardessus de viote) настраивалась на кварту выше дискантовой, возникла во Франции на рубеже 17-18 вв.; квинтон (франц. quinton, quinte) пятиструнная дискантовая виола, бытовала только во Франции; малая альтовая виола (франц. haute-contre de viole; англ. alto viol, small tenor viol) несколько меньше альтовой (дл. Корпуса 40-48 см, высота обечаек 6-9 см), строй на тон ниже дискантовой виолы. Низкие В.: теноровая (малая басовая) виола виола да гамба.
Большая басовая виола (итал. basso da (di) gamba, violone (?); франц. grande basse de viole; англ. bass viola; нем. Grosse Gambe, в 17 в. Klein-Bass (?)) несколько больше виолончели (дл. Корпуса 85-90 см, высота обечаек 15-17 см), строй кварто-терцовый или чисто квартовый от А1 или F1.
Контрабасовая виола, виолоне (итал. violone, archiviola, contrabasso de (di) viola; франц. contrabasse de viole; англ. double-bass viola; нем. Gross-Bass, Kontrabass; в 17 в. Sub-Bass), по размеру равна небольшому контрабасу (длина корпуса 105-120 см, высота обечаек 20-23 см), строй кварто-терцовый или квартовый от Е2. Большая басовая виола и контрабасовая виола возникли в конце 16 в.; они получили широкое применение в оркестре.
Особой разновидностью В. были виолы с резонансовыми струнами: виоль d'амур, виола да бардоне или баритон, виола-бастарда. Резонансовые струны, располож. под грифом над верхней декой, своими обертонами придавали звучанию нежный, приятный оттенок. Эти инструменты, возникшие в процессе "борьбы" виол и скрипок, со временем также были вытеснены инструментами скрипичного семейства.
Литература: Струве Б. A., Процесс формирования виол и скрипок, М., 1959; Ganassi S., Regola Rubertina, Venise, 1542-43; факсим. переизд., Lpz., 1924; Ortiz D., Tratado de glosas, Rome, 1553; факсим. переизд. и нем. пер., В., 1913; Kassel, 1936; Praetorius M., Syntagma mu-sicum II, Wolfenbьttel, 1619, факсим. переизд. 1958-59; Mersenne M., Harmonie universelle, P., 1636; факсим. переизд., Р., 1963; Simpson Chr., The division violonist, L., 1659, переизд. под заглав. The division viol, 1667, 1712; факсим. переизд., N. Y., 1955; Rousseau J., Traitй de la viole, P., 1687; факсим. переизд., Amst., 1965; Le Blanc H., Dйfense de la basse de viole..., Amst., 1740, переизд., "La Revue musicale", VIII, 1927, IX, 1928; нем. пер., Kassel, 1951; Lesure Fr., Une querelle sur le jeu de la viole..., "MQ", XLVI, 1960.Л. Н. Раабен.