Музыкальная энциклопедия - яворский б. л.
Связанные словари
Яворский б. л.
Я. один из самых значит. деятелей рус. и сов. муз. науки, оказавший воздействие на всю рус. муз. культуру 1-й пол. 20 в. Он первым из рус. учёных создал обобщающую муз.-теоретич. систему теорию "муз. мышления" (первоначальное назв.теория ладового ритма; по ней в 1930 состоялась всесоюзная конференция под пред. Луначарского, выступившего в защиту идей Я.). В основу её легло понимание Я. музыки как своеобразного вида речи, общения между людьми. В связи с этим новую трактовку получил ряд понятий, в особенности лада. Противопоставив лад прежним понятиям гаммы, звукоряда, Я. впервые выделил его как самостоят. категорию. Он понимал лад как организацию муз. мышления и речи на основе внутр. слуховой настройки. Последняя обусловливает воспроизведение и восприятие музыки и формируется под воздействием историч.-социальных причин. Принципом организации лада Я. считал соединение систем (тритон с его разрешением) единичной и двойной, и их сочетаний. Исходя из этого, Я. обосновал множественность ладов и указал на возможность существования ладов, отличающихся от мажора и минора. Ладовая концепция Я. была тем более актуальна, что в 1-е десятилетие 20 в. выступили атоналисты, отрицавшие ладовое мышление вообще (см. Атональная музыка). Я. расширил трактовку ладовой функциональности (соотношение устойчивости и неустойчивости, сопряжения и т. п.). В неразрывной связи с ладовой стороной Я. рассматривал проблемы ритма (т. е. ладо-временных соотношений в музыке) и интонационности. Я. ещё в начале века заложил основы учения об интонации, ставшей одной из центр. категорий совр. музыкознания. Многие общеупотребительные ныне термины (интонация, предыкт, названия открытых им ладов переменный, увеличенный и др.) были впервые предложены и обоснованы Я. Однако многие совр. музыковеды не разделяют ряда положений теории Я.
Я.-учёного отличали разносторонность и широта науч. интересов. Он обладал исключит. эрудицией в области разл. иск-в, философии, эстетики, истории и психологии, позволявшей ему успешно изучать особенности художеств. мышления разл. эпох. Многогранной интенсивной деятельности Я. свойственно органичное слияние науч. изысканий и практич. педагогич. и организац. работы. Он был неутомимым обществ. деятелем и муз. просветителем, в т. ч. в области детского муз. воспитания, одним из инициаторов реорганизации сов. музыкального образования. Значит. роль играл Я. в конц. жизни Москвы и Киева. Выдающийся пианист, он с 1906 постоянно выступал в концертах как солист и ансамблист (с К. Г. Держинской, Н. П. Кошиц, П. Коханьским, О. Н. Бутомо-Названовой, с квартетом им. Страдивари и др.); в 30-е гг. явился инициатором ряда концертов с участием видных сов. и заруб. исполнителей. Педагогич. деятельность Я. была новаторской по целям и формам, он стремился к развитию у учащихся творч. мышления. Наиболее значит. были 2 вузовских семинара Я.: "Баховский" и "История исполнительских стилей". Среди его учеников А. А. Альшванг, Н. Я. Брюсова, Г. Г. Верёвка, М. И. Вериковский, Н. М. Гольденберг, Г. А. Дмитревский, Ф. Е. Козицкий, Н. Д. Леонтович, Т. Л. Логовинский, М. С. Пекелис, С. В. Протопопов, И. С. Рабинович, А. В. Свешников, В. А. Цуккерман и др. Его влияние частично испытали Б. В. Асафьев, М. Ф. Гнесин, В. Д. Конен, Н. Я. Мясковский, Г. Г. Нейгауз, Д. Д. Шостакович, М. В. Юдина и др.
Я. автор оперы "Вышка Октября" (1930, Большой т-р), орк. пьесы "Три расцвета" (1905), соч. для фп., романсов; ему принадлежат сб-к обработок для голоса и фп. "И. С. Бах. Песни и арии. Фортепианное сопровождение на основе баса И. С. Баха" (1939; 2-е изд. 1966), записи и обработки нар. песен, а также многочисл. статьи. Под его ред. издан учебник: Протопопов С., Элементы строения музыкальной речи (ч. 1-2, М., 1930). Мн. работы Я. (рукоп.) хранятся в Музее муз. культуры им. М. И. Глинки.
Сочинения: Строение музыкальной речи, ч. 1-3, (М., 1908); Упражнения в голосоведении, М., 1913, 1928; Текст и музыка (продолжение работы "Строение муз. речи"), "Музыка", 1914, No 163, 166, 169; Строение музыкального произведения в связи с его исполнением, М., 1914; Упражнения в образовании ладового ритма, ч. 1, М., 1915, Упражнения в образовании схем ладового ритма, М., 1928; Основные элементы музыки, "Искусство", 1923, No 1; Восприятие ладовых мелодических построений (совм. с С. Н. Беляевой-Экземплярской), в кн.: Сборники экспериментально-психологических исследований, вып. 1, Л., 1926; Конструкция мелодического процесса, в сб.: Структура мелодии, вып. 3, M., 1929; Сюиты Баха для клавира (под ред. С. Протопопова), М.-Л., 1947; Из "Воспоминаний о Сергее Ивановиче Танееве", в сб.: С. И. Танеев, Из научно-педагогического наследия, М., 1967.Литература: Кулаковський Л. В., Де-якi твердження зiвчення Б. Л. Яворського, "Музика", 1924, No 10-12; его же, К проблеме изучения ладового строения музыкальных произведений, "СМ", 1933, No 2; Надененко Ф., Будова музичноп мови. (Основи системи Б. Яворського), вип. 1, Кипв, 1925; Римский-Корсаков Г. М., Акустическое обоснование теории ладового ритма, в сб.: Музыкознание... Временник отдела музыки (Гос. ин-та истории искусств). IV, Л., 1928; Цуккерман В., Теория ладового ритма и её применение, "Пролетарский музыкант", 1929, No 7-8; Луначарский A.B., Несколько замечаний о теории ладового ритма, там же, 1930, No 2; его же, Выступление на Всесоюзной конференции по теории ладового ритма, в его кн.: В мире музыки, М., 1958, 1971; Rыжкин И. Я., Теория ладового ритма (Б. Яворский), в кн.: Мазель Л. A., Рыжкин И. Я., Очерки по истории теоретического музыкознания, вып. 2, М.-Л., 1939; Протопопов С., Памяти Болеслава Леопольдовича Яворского, в кн.: Информационный сборник, вып. 5-6, (М.), 1944; Цуккерман В., Кулаковский Л., Яворский теоретик, "СМ", 1957, No 12; Хвостенко В. В., Г. Э. Конюс и Б. Л. Яворский, "Советский музыкант", 1962, 12 дек.; Яворский Б., т. 1. Воспоминания, статьи и письма, ред.-сост. И. С. Рабинович, общ. ред. Д. Шостаковича, M., 1964, испр. и доп. 1972; Холопов Ю. Н., Симметричные лады в теоретических системах Яворского и Мессиана, в сб.: Музыка и современность, вып. 7, М., 1971; Набок И., Проблемы социальной природы музыкального творчества в теоретическом наследии Б. Л. Яворского, в сб.: Музыка в социалистическом обществе, вып. 3, Л., 1977; Лаврентьева И. В., Ученый, музыкант, человек, "Советский музыкант", 1978, 3 янв.; Вiрановський Г. М., Музично-теоретичнi системи. Предмет i принцип побудови, Кипв, 1978; Баевский В., Яворский и некоторые тенденции культуры его времени, "СМ", 1978, No 5; Кон Ю., Несколько теоретических параллелей, там же; Pинкельберг Н., Б. Л. Яворский об исполнительстве, в сб.: Музыкальное исполнительство, сб. 10, М., 1979; Арановский М., Интонация, знак и "новые методы", "СМ", 1980, No 10; Mасленкова Л., Б. Л. Яворский о воспитании слуха, в сб.: Критика и музыкознание, вып. 2, Л., 1980; Воiсеnсо N., Nuovi principi delia composizione musicale. Teoria ed esercizi, Roma, 1928; Cukkierman W., Boleslaw Jaworsky jako teoretyk muzyki, в сб.: Universitet Warszawski. Polsko-rosyiskie miscellanea musyczne, 1967; Wilkomirski K., Boleslaw Jaworski twуrca teorii myslenia musycznego, "Ruch musyczny", 1977, No 25.Б. И. Рабинович.