Поэтический словарь - античная метрика
Античная метрика
Двудольной стопы в А. м. не было, если не считать пиррихия, введенного в метрику позднее и представляющего собой замену долгого двудольного слога ⌣̅⌣̅ двумя краткими слогами ⌣⌣.
Стопы трехдольные: хорей, или трохей ⌣̅⌣̅⌣, ямб ⌣⌣̅⌣̅ и трибрахий ⌣⌣⌣.
Стопы четырехдольные: дактиль ⌣̅⌣̅⌣⌣, амфибрахий ⌣⌣̅⌣̅⌣, анапест ⌣⌣⌣̅⌣̅; спондей ⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅, дипиррихий, или прокелевзматик ⌣⌣⌣⌣.
Стопы пятидольные: пэон первый ⌣̅⌣̅⌣⌣⌣, пэон второй ⌣⌣̅⌣̅⌣⌣, пэон третий ⌣⌣⌣̅⌣̅⌣, пэон четвертый ⌣⌣⌣⌣̅⌣̅, бакхий ⌣⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅, кретик, или амфимакр ⌣̅⌣̅⌣⌣̅⌣̅, антибакхий, или палимбакхий ⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅⌣.
Стопы шестидольные: молосс, или тримакр ⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅, ионик нисходящий, или большой ⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅⌣⌣, ионик восходящий, или малый ⌣⌣⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅, антиспаст (ямбохорей) ⌣⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅⌣, хориямб ⌣̅⌣̅⌣⌣⌣̅⌣̅.
Стопы семидольные: эпитрит первый ⌣⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅, эпитрит второй ⌣̅⌣̅⌣⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅, эпитрит третий ⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅⌣⌣̅⌣̅, эпитрит четвертый ⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅⌣.Стопы восьмидольные: диспондей ⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅ | ⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅ и дохмий ⌣⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅⌣⌣̅⌣̅.
Из этих стоп составлялись античные стихотворные размеры. Сильная часть стопы с ритмическим ударением называется тезисом, слабая часть — арсисом. Словесные ударения в античном стихе располагаются свободно на любой доле стопы, вследствие чего структура античного стиха с ритмической инверсией существенно отличается от константных ритмов западноевропейского и русского классического стиха. Античные стихи нужно скандировать, соблюдая долготу слогов и интонационно выделяя ударные слоги в словах, часто не совпадающие с сильными по положению долями стопы. Группа слов в А. м. объединяется в метрический член или колон (стихотворная строка); группа членов, являющихся законченным ритмическим целым, называется периодом. Из периодов («ката стихон») или из разномерных членов и периодов, объединенных в одно целое, строилось античное стихотворение. Такое построение у греков называлось системой. Строфа в А. м. состоит или из одной такой системы (в монодической лирике) или из нескольких систем (хоровая лирика и драматическая поэзия).
Помимо стихов, построенных на повторении определенной стопы, в А. м. существуют смешанные размеры, составленные из разных стоп; они называются логаэдами, или логаэдическими. Таковы алкеев стих, анакреонтов стих, сапфический стих и др.
А. м. оказала огромное влияние на формирование европейского стиха. Существующие в европейской поэтике названия стихотворных размеров (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий и пр.) заимствованы из А. м. Однако европейские (в их числе и русские) ямбы, хореи, дактили и пр. совершенно не соответствуют античным: 1) в европейских стихотворных размерах не принято введение в стих долгих слогов (т. е. растяжение гласного) и 2) акцентуация в европейских ямбах, хореях, дактилях обязательно совпадает с сильными долями стопы (тезисами), в то время как в А. м. она могла быть и на слабых долях стопы (арсисах). В связи с этим самый характер ритма античного стиха определенного метра существенно отличается от ритма европейского стиха того же названия; например, античные хореи и ямбы — трехдольные стопы (⌣̅⌣̅⌣ и ⌣⌣̅⌣̅), в европейской же метрике они двудольны (⌣́⌣ и ⌣⌣́); античный дактиль — четырехдольная стопа (⌣̅⌣̅⌣⌣), поэтому он и заменяется равновеликим четырехдольным спондеем (⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅), в европейской же метрике дактиль — трехдольная стопа (⌣́⌣⌣), а спондей — двусложный ⌣́⌣́.
В истории русской поэтики известны попытки ввести в теорию и практику античные стопы с их долготой и свободной акцентуацией. Первая попытка принадлежит М. Смотрицкому (17 в.). Вторую теоретическую попытку сделали в 80-е годы 19 в. проф. Московского университета Р. Вестфаль и московский музыковед Ю. Мельгунов. Ни первая (практическая), ни вторая (теоретическая) попытки применения античных стоп в русской поэзии не нашли последователей.Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия
Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская
1966