Поиск в словарях
Искать во всех

Русская энциклопедия - мирской вестник

Мирской вестник

народный журнал православного и патриотического направления, выходил в Петербурге в 1863 — 85. Издатель А.Ф. Гейрот. Ставил своей целью просвещение народа с позиций Православия, Самодержавия, Народности.

МИССИОНЕРСТВО ПРАВОСЛАВНОЕ

Христово посланничество, проповедь православного вероучения среди людей, не просвещенных светом Христа. Уже в XIV в. Стефан Пермский распространял христианство среди зырян (коми). С присоединением Казанского и Астраханского ханств (XVI в.) и созданием здесь монастырей усилилась миссионерская деятельность среди местного населения Поволжья, а в XVIII — 1-й пол. XIX в. — среди народов Сибири и Кавказа. Этим целям содействовали Астраханская, Тобольская, Иркутская и др. миссии, а на Северном Кавказе Осетинская комиссия (в 1860 реорганизована в Общество восстановления православного христианства на Кавказе). В 1870 в Москве было основано Православное миссионерское общество, которое объединило различные сибирские миссии. Обращением в православие татарского населения занималось с 1867 церковное братство свт. Гурия в Казани. Пропаганду среди католиков в западных губерниях России в к. XIX в. вели 159 церковных братств. Миссионерство вне России осуществляли миссии: китайская (с 1714), японская (с 1862), корейская (с 1897), североамериканская и алеутская, превращенная в 1912 в американскую епархию; на Ближнем Востоке — миссии в Палестине (с 1847) и в Иране — Урмийская (с 1897). Руководство миссионерством осуществлялось Синодом, который разрабатывал уставы миссионерских обществ, проводил всероссийские (с 1897 по 1917 было созвано 5 съездов) и местные миссионерские съезды.

За XIV—XX вв. русские православные миссионеры и проповедники обратили в истинную Христову веру многие миллионы язычников, католиков, иудеев, мусульман и других не определившихся в истинной вере людей.

МИСТИКА

(греч.: таинственный), учение о сверхъестественной сущности явлений природы и общества, опыт Богопознания. В православной литературе слово «мистика» равнозначно слову «таинство» и обычно им заменяется.

О.П.

МИСТИКА ПРАВОСЛАВНАЯ

См.: УМНОЕ ДЕЛАНИЕ.

МИТРА

См.: СВЯЩЕННЫЕ ОДЕЖДЫ.

МИТРОПОЛИТ

— См.: СВЯЩЕНСТВО.

МИТРОПОЛИТЫ РУССКИЕ

православные епископы митрополии с особыми правами по церковному управлению. Юрисдикция митрополитов окончательно установлена на Антиохийском соборе 341. Со времени принятия христианства и до XIV в. Русь представляла собой одну митрополию. Первым митрополитом Руси был Леонтий. Митрополиты поставлялись из греков Византийским патриархом, но за отдаленностью Византии русские митрополиты были совершенно независимы от патриарха. Русские князья стремились добиться того, чтобы митрополиты избирались из русских людей. Первым митрополитом из русских был Иларион (1051—62), испросивший, впрочем, благословение от патриарха. Последующие митрополиты были опять из греков. В 1147 был созван вел. князем в Киеве Собор для выбора митрополита из русских, вместо ушедшего в Грецию Михаила, не поладившего с князем. Среди епископов по этому поводу произошел раскол; образовались русская и греческая партии. Первая одержала верх, и митрополитом был избран Климент Смолятич; но когда вел. князем сделался Юрий Долгорукий, соперник Изяслава, Климент был изгнан и митрополитом стал Константин, присланный из Византии. По поводу избрания митрополита между князьями и патриархом византийским происходили постоянные споры, приводившие, впрочем, к важным последствиям. В 1220 году митрополичья кафедра была перенесена во Владимир. Это послужило поводом к попытке образовать в Галиче самостоятельную митрополию, не увенчавшуюся успехом: посланный из Галича Петр, кандидат на кафедру митрополии в Галиче, был посвящен в митрополиты всея Руси (1308 — 26). Петр жил постоянно в Москве, но главным городом митрополии был еще Владимир. При преемнике Петра Феогносте (1328—53) митрополичья кафедра была перенесена в Москву. В 1354 греческий собор постановил, по поводу попытки Галича еще раз образовать самостоятельную митрополию, не разделять русской митрополии. Постановление это вскоре было нарушено литовским князем Ольгердом, добившимся от патриарха посвящения в киевские митрополиты Романа, в то время как митрополитом в Москве был Алексий, преемник Феогноста. В 1371 Константинопольский патриарх, по настоянию польского короля Казимира поставил Антония в митрополиты Галича, а в 1376 появился на Руси .и третий митрополит, — по просьбам Ольгерда, серб Киприан, остававшийся до самой своей смерти (1406) единственным митрополитом Руси. После него митрополитом был Фотий из Греции, сначала он жил в Киеве, но в 1410 переехал в Москву, тогда литовский вел. кн. Витовт просил для Литвы самостоятельного митрополита. После отказа патриарха прислать в Киев митрополита в 1461 собор епископов Литвы поставил серба Григория Цамблака киевским митрополитом (1416—19). После смерти Фотия собор 1433 избрал митрополитом Руси Иону, но византийский имп. Иоанн Палеолог и патриарх, желавшие присоединить к Флорентийской унии и русскую церковь, прислали своего митрополита Исидора, бывшего последним митрополитом Руси из греков. Исидор вскоре был осужден как униат Собором русских епископов и бежал в Рим. Митрополитом сделался Иона. В 1453 Византия была захвачена римлянами и русская церковь совершенно освободилась от зависимости от Константинопольского патриарха. В 1458 произошло окончательное разделение русской митрополии на две — Киевскую и Московскую. Митрополиты пользовались громадным влиянием на Руси в древнее время, находясь во главе церковной иерархии, митрополиты часто оказывали влияние также и на ход государственной жизни. Они имели свой двор по образцу дворов удельных князей, свое войско, у них существовал целый штат чиновников для управления митрополией. При Петре I архиереев перестали возводить в сан митрополичий. Позже при Елизавете митрополичий сан был восстановлен. В н. XX в. существовали три митрополичьих кафедры: петербургская, московская и киевская.

B.C.

МИТРОПОЛИЧЬЕ ПРАВОСУДИЕ

древнерусский сборник законов, составленный как пособие для епископского суда. Сохранился в одном списке н. XVI в. Источниками «Митрополичьего правосудия» явились «Устав Ярослава», Русская Правда, не дошедшие до нас юридические постановления и нормы обычного права. Составитель подверг источники значительной обработке, приспособив их нормы к современным ему условиям.

МИТРОФАН ВОРОНЕЖСКИЙ

епископ (6.11.1632-23.11.1703), родился на Владимирской земле, как предполагают, в семье священника. Мирское имя его было Михаил. Некоторое время он служил священником, имел жену и детей. Овдовев на сороковом году жизни, он решил принять монашество и удалился в Золотниковскую Успенскую пустынь, вблизи Суздаля. Вскоре Митрофан был назначен игуменом Яхромского монастыря, основанного прп. Космой, а спустя девять лет стал настоятелем Желтоводского монастыря, основанного прп. Макарием Унженским. Когда в 1682 была создана новая Воронежская епархия, то епископом ее был назначен свт. Митрофан. В те времена этот город находился на окраине Русского государства. Храмов в Воронеже было мало, законы не соблюдались, однако свт. Митрофан в духовенстве видел силу, способную благотворно воздействовать на местное население. Особые отношения сложились у святителя с царем Петром I. Свт. Митрофан всячески содействовал реализации планов Петра по строительству в Воронеже Российского флота. Однако в вопросах веры он не боялся вступать в конфликт со вспыльчивым царем. Так, святой отказался войти в воронежский дворец Петра I, украшенный статуями античных богов. Петр, любивший святителя, убрал их. В 1703 святитель мирно скончался, приняв великую схиму с именем Макарий.

Память свт. Митрофану отмечается 23 ноября/6 декабря, 7/20 августа (обретение мощей в 1832).

МИТРОФАНОВ БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ мужской монастырь

Воронежская еп., в Воронеже. Основан в 1836, при кафедральном Благовещенском соборе, по случаю обретения мощей св. Митрофана. Над ракой с мощами святителя был устроен дорогой балдахин. Ежегодно 7 августа после литургии (на которой, по обычаю, употреблялись крест и потир времен св. Митрофана, а также и подаренное им Евангелие) совершалось священное торжество обнесения мощей св. Митрофана вокруг храма. В обители хранились частицы мощей многих святых в особом киоте. Кроме того, в обители находились два образа Смоленской Божией Матери «Одигитрии»: один — больших размеров, хранящийся здесь со времени преосв. Иоакима, еп. Воронежского, а первоначально, по преданию, находившийся в Донецком монастыре, в Азове, а другой — небольших размеров, бывший келейным свт. Митрофана; пред сею иконою, согласно завещанию святителя, служились по нем панихиды. В обители сохранялся образ свт. Митрофана, написанный по видению во сне художником Шевцовым. В ризнице монастырской хранились: святительский посох св. Митрофана, крест, два Евангелия, потир, плащаница, при нем приобретенная, а также синодик, собственноручные письма и прочие предметы, связанные с его памятью.

С.В. Булгаков

МИТЯЙ

(ск. 1379), духовник Дмитрия Донского, священник в Коломне, стремился к обособлению Русской Церкви от Константинополя и подчинению ее княжеской власти. Не желая допустить в Москву ставленника Литвы Киприана, кн. Дмитрий решил возвести Митяя на митрополичий стол. Митяй был пострижен в монахи с именем Михаила и назначен архимандритом Спасского монастыря. Затем он отправился на посвящение в Константинополь, но в пути внезапно умер.

МИХАИЛ АРХАНГЕЛ

архистратиг, по-древнееврейски «кто, как Бог». Он низринул диавола и всех падших духов с Неба. При выходе израильтян из египетского плена Архангел Михаил предводительствовал ими. Он явился Иисусу Навину перед взятием Иерихона. Не лишил Архангел Михаил своего заступничества и Россию, когда спас Новгород Великий от татарского хана Батыя в 1239. На многих воинских знаменах на Руси изображали Михаила как архистратига, т.е. предводителя Божиего воинства. А храм-усыпальницу московских великих князей и царей в Кремле назвали его именем — Архангельский собор.

Празднование Архангелу Михаилу совершается 6/19 сентября и 8/21 ноября.

МИХАИЛ КИЕВСКИЙ

и всея Руси митрополит (ск. 992), первый возглавитель Русской Церкви. Исторические источники называют его то сирийцем, то болгарином или сербом и относят его деятельность то ко времени Константинопольского патр. Фотия, радевшего о просвещении славян, то к периоду Крещения Руси (998). Нетленные мощи Михаила Киевского открыто почивали в пещерах Киево-Печерской обители, а затем были перенесены в Великую Печерскую церковь (Успенский собор). На долю первого митрополита Русской Церкви выпало нелегкое, но благодатное миссионерское служение: проповедовать Евангелие, крестить и поучать новообращенных, отклонять от бесстыдных и жестоких идольских обычаев язычников. Известно, что святитель был мудрым, тихим, но в то же время строгим иерархом. Небесным покровителем стольного града Киева и первого Киевского митрополита является Архистратиг Божий — Михаил.

Память свт. Михаилу отмечается 30 сентября/13 октября.

МИХАИЛ КЛОПСКИЙ

Новгородский, Христа ради юродивый (ск. ок. 1452—1456). Сын знатных родителей и родственник вел. кн. Димитрия Донского, прп. Михаил, скрыв свое имя и происхождение, принял на себя тяжелый подвиг юродства, покинул Москву и пришел в Клопский Свято-Троицкий монастырь под Новгородом. Неизвестно, каким образом попал он в запертую келью одного иеромонаха: там его застали переписывающим книгу Деяний св. апостолов. Пришельца оставили в монастыре, где он стал нести послушание чтеца в храме и на трапезе, не открывая по-прежнему своего имени. Однажды на праздник Преображения Господня в обитель приехал кн. Константин Дмитриевич Новгородский (13891433), младший сын Димитрия Донского. Услышав чтение нового инока, он узнал его и назвал своим родственником Михаилом Максимовичем. Сорок четыре года прожил в обители прп. Михаил, являя братии добрый пример прав. иноческого жития и подвигов аскетизма. Он наложил на себя строгий пост, вкушая только хлеб с водой один раз в неделю, спал на голой земле, изнурял плоть бесчисленными трудами и великими молитвенными подвигами. Неустрашимо обличал святой сильных мира сего и пороки людские. За св. жизнь Господь наградил его даром прозорливости и чудотворения. Так, прп. Михаил предсказал рождение вел. кн. Иоанна III и взятие им Новгорода, обличал кн. Димитрия Шемяку за то, что тот ослепил своего брата Василия Темного, а во время сильной засухи и последовавшего за нею голода по молитвам подвижника близ монастыря начал бить источник, и запасы хлеба в монастырских кладовых не уменьшались, несмотря на то что зерно обильно раздавалось голодающим. Предуказав место своего погребения, прп. Михаил мирно отошел ко Господу и был похоронен на правой стороне соборного храма.

Память прп. Михаилу отмечается 11/24 января.

МИХАИЛ МАЛЕИН

преподобный (ск. 962). Игумен Кименской обители на Афоне. Память отмечается 12/25 июля.

МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ РОМАНОВ

(12.12.1596-13.07.1645), первый русский царь из династии Романовых. Царствовал в 1613 — 45. Сын боярина Федора Никитича Романова (впоследствии — Московского патриарха Филарета) и боярыни Ксении Ивановны Романовой (урожденной Шестовой). Приходился двоюродным племянником русскому царю Федору Ивановичу. 21 февраля 1613 после изгнания польских интервентов из Москвы Михаил был избран Земским собором на царский трон. До 1933 Россией фактически правил отец Михаила — патриарх Филарет.

В царствование Михаила происходит постепенное восстановление народного хозяйства, потерпевшего большой урон в первое десятилетие XVII в. В 1617 был подписан мирный договор со Швецией в Столбове, по которому шведы возвратили России захваченную ими Новгородскую область. Однако за Швецией остались русские города: Ивангород, Ям, Копорье, Корела с прилегающими районами. Поляки предприняли два похода на Москву, а в 1617 польский королевич Владислав со своим войском дошел до стен Белого города. Но вскоре интервенты были выбиты из предместий столицы. В 1618 между Польшей и Россией было заключено Деулинское перемирие на 14,5 лет, по которому польский король отзывал свои войска с территории России, но за Речью Посполитой оставались Смоленская, Черниговская и Северская земли. Поляки не признали прав Михаила на русский трон. Сын Сигизмунда III Владислав величал себя русским царем. Вышла из подчинения России Ногайская Орда. Ногайцы стали опустошать пограничные земли. В 1616 с ними удалось заключить мир. Несмотря на то что правительство Михаила ежегодно посылало в Бахчисарай дорогие подарки, крымские татары совершали походы в глубь русской территории. Их к этому подталкивала Турция. Фактически Россия в 1610-е — 20-е находилась в политической изоляции. Чтобы выйти из нее, была сделана попытка женить молодого царя на датской принцессе. Но переговоры о женитьбе успехом не увенчались. Тогда Михаила попытались женить на шведской королевне. Русские потребовали от шведской принцессы перехода в Православие и получили отказ.

Главной задачей, которую пыталось решить правительство Михаила, было освобождение Смоленской земли. В 1632 русская армия осадила Смоленск, взяла Дорогобуж, Серпейск и др. города. Тогда Польша договорилась с крымским ханом о совместных действиях против России. Крымские татары прорвались в глубь русской территории, дошли до Серпухова, разграбив населенные пункты, расположенные на берегах Оки. Многие дворяне и дети боярские, имевшие поместья в южных районах, ушли из-под Смоленска защищать свои земли от татар. Польский король Владислав IV подошел к Смоленску и окружил русское войско. 19 февраля 1634 русские капитулировали, отдав полякам все имеющиеся у них пушки и сложив свои знамена у королевских ног. Владислав IV двинулся далее на восток, но был остановлен под крепостью Белой. В марте 1634 был заключен Поляновский мирный договор между Россией и Польшей. По нему Польша возвратила России город Серпейск, за который пришлось уплатить 20 тыс. руб. Владислав IV отказался от претензий на русский трон и признал Михаила русским царем.

После всех этих событий началось восстановление старой и строительство новой засечных черт на юге страны. Москва стала активно использовать донских казаков для борьбы с Турцией и Крымским ханством. В царствование Михаила установились хорошие отношения с Персией, которая оказывала России помощь деньгами во время Русско-польской войны 1632 — 34. Территория России увеличилась за счет присоединения к ней ряда сибирских регионов.

Обстановка внутри страны была сложной. В 1616 произошли народные движения, в которых приняли участие крестьяне, холопы и нерусские народности Поволжья. В 1627 вышел царский указ, разрешивший дворянам передавать свои поместья по наследству при условии службы царю. Таким образом, дворянские поместья были приравнены к боярским вотчинам. После прихода Михаила к власти был установлен 5-летний сыск беглых крепостных. Это не устраивало дворянство, которое требовало продления срока сыска. Правительство пошло дворянам навстречу: в 1637 оно установило срок поимки беглых до 9 лет, а в 1641 увеличило его еще на год, а тех, кого вывезли другие владельцы, разрешалось искать в течение 15 лет.

В правление Михаила была предпринята попытка создания регулярных воинских частей. В 30-е годы появилось несколько «полков нового строя», рядовой состав которых составляли «охочие вольные люди» и беспоместные дети боярские; офицерами в этих полках были иностранные военные специалисты. Под конец царствования Михаила возникли кавалерийские драгунские полки для охраны внешних границ.

О.М. Рапов

МИХАИЛ ЯРОСЛАВИЧ ТВЕРСКОЙ

великий князь (1272 — 22.11.1318), племянник св. блгв. кн. Александра Невского. Отец св. Михаила умер по дороге из Орды на родину, видимо отравленный по приказу хана. Мать отрока воспитала его в духе глубокого благочестия, что он в полной мере проявил, став Тверским князем: в Твери был построен великолепный каменный Спасо-Преображенский собор. После смерти вел. кн. Андрея Александровича его престол во Владимире, по праву старшинства, должен был занять св. Михаил. С этим не хотел смириться московский князь Юрий Данилович — его соперник. Будучи сыном св. блгв. кн. Даниила, он не унаследовал праведности своего отца. Интригами и лестью он вызвал к себе любовь и доверие хана Узбека. Этот союз был закреплен браком с ханской дочерью. Дабы не упустить престол, кн. Юрий начал войну с Тверью. В состав его войска входили и татарские отряды.

Но это не помогло коварному князю — тверичи одержали победу. В плен к ним попала и жена кн. Юрия, дочь хана. Вскоре она скоропостижно умерла. Кн. Юрий поспешил в Орду и уверил хана в том, что она была отравлена тверским князем. Разгневанный хан Узбек немедленно вызвал кн. Михаила в Орду. Не желая разорения своей земли, он смиренно отправился к хану. Суд приговорил святого к смерти, он был брошен в темницу. Князю предлагали устроить бегство из плена, но он отказался — судьба родины была ему дороже своей жизни. Долгие дни св. князь кочевал вместе с Ордой, непрерывно терпя побои и унижения. Убит он был неожиданно: его долго мучили и били ногами, а потом закололи. Тело святого было увезено как трофей кн. Юрием в Москву, а только через два года св. мощи кн. Михаила перевезли в Тверь и положили в выстроенный им Спасо-Преображенский собор.

Память блгв. кн. Михаилу отмечается 22 ноября/5 декабря.

МИХАИЛ ЧЕРНИГОВСКИЙ

князь и боярин его Федор (ск. 20.09.1246), святые мученики. «В лето 1238 было нашествие татар на христианскую землю по гневу Божию за умножение грехов наших», — так начинает повествование о страдании св. блгв. кн. черниговского Михаила и боярина его Феодора очевидец поп Андрей. «Тогда некоторые затворились в городах, а князь Михаил бежал в Угры. Другие же бежали в дальнии земли, а другие укрывались в пещерах и пропастях земных. Те, которые укрылись в городах, молясь Богу со слезами и покаянием, все безжалостно были избиты от поганых. А из числа оставшихся в городах и пещерах и в пропастях в города, перечислили их и стали брать с них дань...»

Кн. Михаил не нашел помощи в Венгрии. Когда он вернулся в Киев и Чернигов, его города были разорены, и Лаврская церковь разрушена почти до основания. А хан Батый потребовал, чтобы сам он, подобно всем русским князьям, явился ему на поклон. Но князь знал, что его не иначе допустят к хану, как заставив пройти сквозь огонь и поклониться солнцу и кусту, а из даров волхвы нечто бросали в огонь. Он пламенел желанием исповедать Христа и пролить за него кровь свою. Боярин же его Феодор обещал положить с ним вместе душу свою за Христа.

Перед отъездом они говели, и духовник их иерей Иоанн напомнил им, что подобает кланяться лишь Единому Богу. Они же сказали: «Молитвою твоею, отче, как Бог даст, так и будет; а мы хотели бы пролить кровь за Христа и веру христианскую». Духовник сказал: «Вы будете в нынешнем веке новосвятыми мучениками, на утверждение другим, если так совершите». Он дал им Причастие на дорогу и благословил их.

В Орде князь Михаил сразу же отказался пройти через огонь, который нечестивые почитали, как бога. Жрецы пошли доложить об этом хану, а Михаил и Феодор стали воспевать стихиры святым мученикам. И множество христиан слышали ответ Михаила.

Тогда к нему подошли русские князья, жившие в Орде ради заступничества за землю Русскую перед нечестивыми. Между ними был и внук его 14-летний князь Борис Ростовский, старший сын дочери его Марии и князя Василько Константиновича, умученного татарами после битвы на Сити в Шеринском лесу (1239). Кн. Борис был всю жизнь свою печальником за землю Русскую, т. е. ее заступником. Народ чтил его. Он восемь раз ездил в Орду, был и у великого хана. Скончался он в 1277.

Все они со слезами умоляли кн. Михаила пощадить себя, обещая грех его взять на себя. Тогда боярин Феодор стал напоминать ему наставление духовного отца их, а также и слова Евангельские: «Иже погубить душу свою Мене ради и Евангелия, той спасет ю» (Мк. 8:35) и «Иже исповесть Мене пред человеки, исповедую его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех» (Мф. 10:32). И святой князь отвечал князьям: «Не желаю быть христианином только по имени, а поступать, как язычник», и, бросив меч свой, сказал: «Возьмите славу мира сего, она не нужна мне».

Тут подошел посланный от хана царедворец его Ельдега и именем хана стал требовать, чтобы Михаил подчинился, прошел через огонь и поклонился богам. Михаил ответил, что царю, которому покорила землю Русскую десница Вышнего, поклониться он готов, но твари христианину, чтущему Одного Христа, поклоняться не подобает.

Ельдега пошел передать ответ его хану, а кн. Михаил и Феодор, зная, что настал их последний час, стали молиться. Прошло немного времени, и все увидели, что приближаются убийцы. Князья опять начали умолять Михаила, но святые мученики ответили вместе: «Не поклонимся и вас не послушаем», и стали петь стихиры: «Мученицы Твоя, Господи, не отвергошася Тебе...», «Страдавше Тебе ради, Христе...», «Мученицы Твои, Господи, много мук претерпеша, и любовию Твоею души соединиша святии!»

«Тогда приехали убийцы, — продолжает свой рассказ очевидец, — и сначала схватили Михаила и били его по сердцу руками и ногами, и это продолжалось долго, пока отступник Даман не отрезал ему голову и не бросил ее, но уста мученика продолжали повторять: «Я — христианин!»

Потом предложили Феодору, за отречение, княжество господина его и, когда он отказался, так же мучили его и отсекли ему голову. Было это 20 сентября 1246 года. Святые тела их бросили псам, по псы не тронули их, а ночью стал появляться над ними огненный столп. Христиане взяли их и перенесли в Чернигов, а оттуда в Москву, где они почивают под спудом в Архангельском соборе Кремля.

Св. мч. Михаил Черниговский и боярин его Феодор празднуются 20 сентября/3 октября.

МИХАИЛО-АРХАНГЕЛЬСКИЙ мужской монастырь

Архангельская еп., в Архангельске. Основание его относят к XII в. и приписывают св. Иоанну, архиеп. Новгородскому. В 1419 монастырь подвергся опустошению от шведов; в 1636 сгорел и перенесен на то место, где теперь находится. В монастыре хранилась древняя Владимирская икона Божией Матери, поступившая сюда от преосвящ. Игнатия, еп. Воронежского, уроженца Архангельской губ., и золотой крест с частицею древа Креста Господня, полученный от Герасима, патр. Иерусалимского, в 1894.

С.В. Булгаков

МИХАИЛО-АРХАНГЕЛЬСКИЙ мужской монастырь

Вологодская еп., в Великом Устюге. Основан иноком Киприаном. Соборный Михаилоархангельский и Введенский храмы построены в 1653. В монастыре особенно чтились Тихвинская и Владимирская иконы Божией Матери; Тихвинская икона, по преданию, была прежде храмовой, приписанной в 1786 к монастырской приходской церкви с. Богородского, куда ежегодно 26 июня с этой св. иконою бывал, при большом стечении богомольцев, торжественный крестный ход. В церкви Преполовения находилась гробница Киприана. К монастырю были приписаны: 1) Гледенский Троицкий мужской монастырь, в 4 верстах от г. Великого Устюга, на горе Гледень, основанный в XII в.; в монастыре была церковь во имя св. Иоанна Устюжского; ежегодно в Духов день из монастыря бывал крестный ход в с. Пухово — место рождения св. Иоанна; 2) Михаило-Архангельский Лальский мужской монастырь, в заштатном г. Лальске, в 80 верстах от Великого Устюга, основанный в XVII в.

С.В. Булгаков

МИХАИЛО-АРХАНГЕЛЬСКИЙ ЛАЛЬСКИЙ мужской монастырь

— См.: МИХАИЛО-АРХАНГЕЛЬСКИЙ мужской монастырь Вологодской еп.

МИХАЙЛОВ

Максим Дормидонтович (13/25.08.1893-3.03.1971), русский певец. С 1909 пел в церковных хорах. С 1918 протодиакон. Ученик В. В. Осипова. В 1929-32 солист Радиокомитета, с 1932 по 1956 в Большом театре. Наиболее значительные работы преимущественно в русской классической онере: Кончак («Князь Игорь»), Пимен и Варлаам («Борис Годунов»), Варяжский гость («Садко»), Чуб («Черевички» Чайковского), Светозар («Руслан и Людмила»), Дед Мороз («Снегурочка»), Собакин («Царская невеста»), Гремин («Евгений Онегин»). Центральное место в творческой биографии Михайлова заняла партия Ивана Сусанина в опере М. И. Глинки, в которой артист создал образ простого русского крестьянина-патриота, исполненный сурового эпического величия.

Замечательный исполнитель русских народных песен.

МИХАЙЛОВСКАЯ

чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в Успенском храме слободы Б. Писаровки, отстоящей в 37-ми верстах от г. Богодухова Харьковской губ. Она прославилась исцелением лежавшего недвижимым и безнадежным в богадельне при церкви странника. Ночью ему был голос, чтобы он вынес из богадельни в церковь икону Богоматери, и за это было ему обещано выздоровление. Больной вдруг почувствовал себя поздоровевшим, отнес икону и сделался совершенно здоровым.

Празднуется 23 августа/5 сентября.

Прот. И. Бухарев

МИХАЙЛОВСКОЕ

село в Псковской обл., в Пушкино-Горском р-не. Родовое имение Ганнибалов — Пушкиных; в составе Пушкинского заповедника. Усадьба создана дедом поэта О.А. Ганнибалом, расположена на р. Сороти и оз. Маленец. А.С. Пушкин посещал Михайловское в 1817, 1819, 1835 и в другие годы; в 1824—26, находясь здесь в ссылке, написал трагедию «Борис Годунов», главы романа «Евгений Онегин», стихотворение, посвященное Михайловскому, «Вновь я посетил...» и др. В годы Великой Отечественной войны село было уничтожено; после войны восстановлено. На территории усадьбы — господский дом, дома няни, управляющего, приказчика, кухня и людская, погреб, амбар. Сохранились: еловая аллея парка, которая заканчивается фамильной часовней Пушкиных, грот «Пушкинская беседка», «аллея Керн», «остров уединения», пруды. В окрестностях Михайловского — городище Савкина Горка (любимое место прогулок поэта).

МИХЕЙ РАДОНЕЖСКИЙ

преподобный (ск. 6.05.1385), любимый келейник и ученик прп. Сергия Радонежского, присутствовал при явлении ему Пресвятой Богородицы. В 1608 во время осады Троице-Сергиевой лавры шайками Сапеги и Лисовского прп. Сергий троекратно являлся пономарю Иринарху. В третий раз он сказал ему, что послал в Москву с вестью учеников своих Михея, Варфоломея и Наума на слепых лошадях, которых из-за бескормицы выпустили за монастырскую ограду, но врагам настигнуть их не удастся. Оказалось, что разбойники действительно видели трех старцев на плохих лошадях, но догнать их не удалось — лошади летели как на крыльях. В тот же день в Москве увидели идущего к Лаврскому подворью (Богоявленский монастырь) старца, а за ним ехали двенадцать возов с хлебом. На расспросы он отвечал: «Все мы из дома Пресвятой и Живоначальной Троицы». Его стали расспрашивать о том, что же там происходит. Старец продолжал: «Не предаст Господь имени Своего в поношение неверующим, только вы сами не смущайтесь и не предавайтесь отчаянию».

Память прп. Михею отмечается 6/19 мая.

МИЧУРИН

ИВАН ВЛАДИМИРОВИЧ (15/27.10.1855-7.06.1935), русский селекционер, садовод-генетик. Родился в семье мелкопоместного дворянина. В 1875 создал опытно-гибридизационный питомник в г. Козлове Тамбовской губ., где вел сбор коллекций растений и выводил новые сорта плодовых и ягодных культур. В 1923 Совнарком РСФСР признал опытный питомник Мичурина учреждением, имеющим государственное значение. На его базе была организована Селекционно-генетическая станция плодово-ягодных культур, позднее реорганизованная в Центральную генетическую лабораторию им. И. В. Мичурина.

Мичурин внес большой вклад в развитие генетики и ягодных культур, проводил опыты по искусственной полиплодии, изучая наследственность в связи с закономерностями онтогенеза и внешними условиями, создал учение о доминантности, обосновал возможность изменения генотипа под. влиянием внешних условий; создал теорию подбора исходных форм для скрещивания.

МИЧУРИНСК

город в Тамбовской обл., центр Мичуринского р-на. Расположен в западной части Окско-Донской (Тамбовской) равнины, на правом берегу р. Лесной Воронеж (бассейн Дона). Население 123,5 тыс. чел.

Основан в 1635 по указу царя Михаила Романова как земляная крепость Козлов на Козловом урочище для защиты южных рубежей Русского государства от набегов крымских татар и поганцев. С сер. XVII в. Козлов был важным опорным пунктом оборонительных линий на южных границах России.

В XVIII в. Козлов развивался как крупный торговый центр с.-х. района. Город с 1779. В 1865 построена железная дорога от Москвы. В 1932 город переименован в честь ученого-селекционера И.В. Мичурина (жил и работал в Козлове с 1872).

МЛЕКОПИТАТЕЛЬНИЦА

чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находится на Афоне в церкви Карейской Кельи, принадлежащей Хилендарскому монастырю. Первоначально она находилась в лавре Саввы Освященного, в восемнадцати верстах от Иерусалима. Святой основатель этой замечательной лавры на Востоке при кончине своей предсказывал братии, что со временем посетит его лавру соименный ему царственный паломник из Сербии, Савва, и что чудотворная икона Богородицы «Млекопитательницы» будет дарована ему от лавры в благословение. Св. Савва мирно отошел ко Господу в 532, а его предсказание исполнилось более чем через шесть столетий: в XIII в. прибыл в Палестину св. Савва Сербский, ему было передано пророческое завещание св. Саввы Освященного, и лавра благословила его иконою Богоматери «Млекопитательницы». Возвратясь в Сербию, св. Савва передал ее в собственность своего Хилендарского монастыря. Замечательно, что, вопреки общему обыкновению, сия святая икона была поставлена св. Саввой местной в иконостасе не по левую сторону царских врат, а по правую, где обыкновенно поставляется икона или Св. Троицы, или Спасителя. Образ же Господа Спасителя был помещен по левую сторону, где обыкновенно должна стоять икона Божией Матери.

Празднуется 12/25 января.

Прот. И. Бухарев

МНОГОСТУПЕНЧАТЫХ РАКЕТ ТЕОРИЯ

выдающееся мировое открытие русского ученого К.Э. Циолковского, ставшее основой космического ракетостроения.

МОГИЛЕВ

город на Днепре в Белоруссии. Назван (предположительно) от древнего могильника, у которого возникло поселение. Впервые упоминается в 1320. Входил в состав Киевской Руси; до сер. XIV в. в Витебское княжество. В XIV в. захвачен Литвой. По Люблинской унии 1569 вошел в состав Речи Посполитой. С XIV в. известен как ремесленно-торговый центр. В 1526 получил право города, в 1561 — малое, а в 1577 — большое магдебургское право. В 1595 отряд восставших казаков С. Наливайко занял Могилев. В 1606—10 в Могилеве произошло антипольское городское восстание, жестоко подавленное королевскими войсками. В 1772 возвращен России. Летом 1812 под Могилевом произошло крупное сражение с французами. После Отечественной войны 1812 в Могилеве — штаб-квартира 1-й русской армии. В 1915—16 в Могилеве находилась ставка Николая II.

МОГИЛЕВСКИЙ УСПЕНСКИЙ женский монастырь

Тверская еп., в окрестностях с. Каменного, в верховьях р. Цны. Основан в 1634 иеромонахом Иовом и сначала был мужским; в 1900 обращен в женский. Здесь находилась особо чтимая икона Успения Божией Матери.

МОДЕНСКАЯ

(Косинская), чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Согласно преданию, икона эта была привезена из итальянского г. Модены графом Шереметевым и поставлена им в его приходской церкви в селе Косине Московской еп. Икона прославилась исцелением больных, купавшихся с верою в находящемся близ церкви озере, а в 1848 избавлением Косина и окрестных селений от холеры.

Празднуется 20 июня/3 июля.

Прот. И. Бухарев

МОДЕНСКИЙ НИКОЛАЕВСКИЙ мужской монастырь

Новгородская еп., в окрестностях Устюжны, на возвышенном песчаном берегу р. Мологи, близ устья впадающей в нее р. Моденки. Существовал в XV в. Основан, по преданию, одним именитым жителем Москвы, совершавшим нередко путь на судне по Мологе. Однажды близ того места, где потом находился монастырь, плывших на судне неожиданно застала такая сильная буря, что не было никакой надежды спасти судно, и погибель всех была неизбежна; но они обратились с молитвою к свт. Николаю, и буря стала стихать. В следующую же затем ночь спасенному от потопления хозяину судна во сне явился свт. Николай и повелел ему устроить обитель в честь его на берегу Мологи, против того места, где получили спасение плывшие. Благодарный за свое спасение, хозяин судна без промедления исполнил волю св. угодника и устроил названный монастырь. В монастыре находилась чудотворная икона свт. Николая, явившаяся в первые годы по основании монастыря на берег Мологи; с нею ежегодно совершался крестный ход из монастыря в Устюжну, где она пребывала для поклонения с 12 октября по 14 ноября. К нему была приписана Успенская Гурьева пустынь, основанная в 1603 игуменом Гурием.

С.В. Булгаков

МОДЕСТ ИЕРУСАЛИМСКИЙ

святитель (ск. 634), празднуется 18/31 декабря. У русских людей святитель почитался как хранитель скота. В «Сказании о святых» записана молитва к нему по случаю «скотского падежа».

МОЖАЙСК

город в Московской обл., центр Можайского р-на. Расположен в верхнем течении Москвы-реки. Население 30,7 тыс. чел. Известен с 1231. В 1303 в составе Московского княжества; был укрепленным пунктом западнее Москвы. В 1389—1493 центр удельного княжества. С XVI в. значительный торгово-ремесленный центр. В 1620-х воевода Д.М. Пожарский построил в Можайске каменный кремль.

МОЗЫРЬ

город в Белоруссии на р. Припять. Упоминается в 1155 в составе Киевского княжества. В XIV в. захвачен Литвой, а затем Польшей. В 1793 возвращен России.

МОИСЕЙ

(в миру Тимофей Иванович Путилов), преподобный оптинский старец (15/28.01.1782-16/29.06.1862). Родился в г. Борисоглебске Ярославской губ. в семье купца. Влекомый подвижническим духом, Тимофей со своим младшим братом Ионой посещает ряд монастырей и известных старцев. Живое и частое общение с духовными лицами дало свои добрые всходы — в них невидимо загорелся огонь монашеского делания. Начинание свое они положили в Саровской Успенской пустыни, застав там великого старца прп. Серафима. Через три года, «по неведомым для него судьбам», послушник Тимофей оказывается среди иноков Рославльских лесов, где прожил десять лет, получив иноческий постриг с именем Моисей.

Призванный в Оптину пустынь изначально для создания и благоустроения Иоанно-Предтеченского скита, прп. Моисей вскоре становится настоятелем самой обители, с этого же времени начинается духовное возрастание и прославление обители. При прп. Моисее обитель преобразилась, расцвела благоухающим садом. Старые храмы при нем поновлялись и благоукрашались, воздвигались и новые, вокруг них росли корпуса братских келий, трапезной, библиотеки. Ничто не ускользало от внимания настоятеля: монастырские леса, луга, огороды, сады, пруды, скот и пчелы — все это находилось под его попечительным присмотром. Но главным при этом оставалось попечение о братии, ее преуспеянии в благом и высшем из всех дел — деле спасения души. Сам оставшийся, несмотря на многочисленность своих забот, истинным подвижником и воином Христовым, прп. Моисей умел и в душах вверенных ему Господом братий возжечь ревность по Богу, укрепить их в святом намерении «добрым подвигом подвизаться, течение скончать и веру соблюсти».

В годы его настоятельства в Оптиной пустыни зарождается старчество, он приглашает в обитель старца Льва, он же возлагает бремя духовного окормления братии на его последователя — прп. Макария. При нем приходит в Оптину послушником будущий ее великий светильник — прп. старец Амвросий.

Большое значение придает он и делу книгоиздания: за время его настоятельства издается шестнадцать томов святоотеческой литературы. «Когда-нибудь, — говорил он, — кто-нибудь прочтет ту или иную книгу, и душевная польза одного человека вознаградит все наши труды, Бог даст, когда-нибудь будут плоды». Собрал он и богатейшую по своему содержанию монастырскую библиотеку.

Прп. Моисей все свои силы отдавал служению ближним. Тяжкое бремя настоятельства, неустанные труды на благо братии, на благо обители, занятость ее неисчислимыми нуждами — все это заполняло весь его день. Изобиловавший благодатными дарами, он не имел возможности, как прпп. старцы Лев и Макарий, принимать откровение помыслов от братии, встречать и наставлять приезжающих. Но чудо его жизни и его служения — сама Оптина, процветающая и прославившаяся, ставшая, по существу, центром духовной жизни России. Сподобился прп. Моисей, подобно многим оптинским старцам, принять 6 июня 1862, незадолго до своей кончины, великий ангельский образ. Весть о пострижении его в схиму и о его приближающейся кончине собрала к одру старца великое множество людей — монашествующих и мирских. С плачем и благоговением подходили они к нему, чтобы принять последнее его благословение. Умирающий настоятель, держа крест в слабеющих руках, благословлял всех и дарил образки.

МОИСЕЙ БОГОВИДЕЦ

пророк (1500 г. до Р.Х.), по-древнеегипетски: Моисей — «взятый из воды». В Нил он был опущен своими родителями, когда фараон Рамзес II издал указ о поголовном истреблении еврейских мальчиков. Дочь фараона увидела корзину с младенцем и взяла к себе во дворец. Там Моисей получил великолепное образование, но с детства скорбел об участи своего народа. Увидев, как бесчеловечно обращается египетский надсмотрщик с евреями-рабами, он убил его и бежал на Синайский полуостров, где прожил как простой пастух сорок лет. У горы Хорива из горящего, но несгорающего куста («Купина неопалимая») Бог открыл ему пророческое предназначение и призвал возглавить освобождение своего народа. Прор. Моисей вернулся в Египет и повел свой народ в родную Землю Обетованную, чудесным образом — «яко по суху» — перейдя Красное море. Здесь св. пророку было новое Божественное явление. Господь дал ему для еврейского народа десять Заповедей:

1. Я Господь Бог твой;

2. Не сотвори себе кумира;

3. Не произноси имя Бога твоего всуе;

4. Помни день субботний;

5. Чти отца твоего и мать твою;

6. Не убий;

7. Не прелюбодействуй;

8. Не кради;

9. Не лжесвидетельствуй;

10. Не желай дома, жены и имущества ближнего твоего.

Сорок лет странствовал св. пророк с паствой по Синайской пустыне — и умер, так и не увидев Земли Обетованной. Память прор. Моисею отмечается 4/17 сентября.

МОИСЕЙ МУРИН

(IV в.), преподобный. Празднуется 28 августа/10 сентября. У русских людей этот святой считался целителем от пьянства. В «Сказании о святых» ему даже назначается особая молитва, советуется людям, страдающим от запоя, обращаться с молебствиями о воздержании к этому угоднику. Основанием для такого представления о св. Моисее Мурине, очевидно, послужило то обстоятельство, что он, сначала занимаясь разбоями, страдал сильным пристрастием к вину. Так, например, по замечанию о нем Четьи-Минеи и Пролога, однажды, увидев стадо овец и при них пастуха, Моисей Мурин задумал было убить его, и, когда это не удалось, чтобы выместить свою злость, он «уби четыре изрядныя овцы и, одрав их, мяса добрейша изъяде, овчины же на вине пропил». Но впоследствии, сознав при помощи Божией грехи свои, он обратился к Богу с покаянием и стал одним из строжайших подвижников благочестия.

И.П. Калинский

МОИСЕЙ НОВГОРОДСКИЙ и ПСКОВСКИЙ

архиепископ (ск. 25.01.1362), происходил из знатной новгородской семьи. С детских лет отличаясь религиозностью, он, едва выйдя из отроческого возраста, ушел в Тверской Отрочь Успенский монастырь. Родители, найдя его там, умоляли игумена перевести сына в один из новгородских монастырей, поближе к ним. Со временем свт. Моисей стал настоятелем Юрьева монастыря и оттуда был избран на Новгородскую кафедру. Это было тяжелое для Руси время: пожары, чума, нашествие татар, неурожай. В эти годы святитель прославился благотворительностью, сооружал монастыри и церкви, заботился о переписке рукописей и богослужебных книг, с успехом боролся с еще не вымершим в Новгороде язычеством. В 1330 св. Моисей удалился ради подвижничества в основанный им Деревяницкий Воскресенский монастырь (с 1875 — женский), но через 22 года вынужден был вернуться на кафедру. Он пробыл на ней еще семь лет, а затем окончательно ушел на покой в Сковородский Михайловский монастырь. Там же он был погребен. Свт. Моисей причислен к лику святых ранее XVII в. Почивал он «на вскрытии», т.е. в открытой раке. В 1686, во время утрени, рака с нетленными мощами его чудесно явилась посреди церкви.

Память свт. Моисею отмечается 25 января/7 февраля.Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое мирской вестник
Значение слова мирской вестник
Что означает мирской вестник
Толкование слова мирской вестник
Определение термина мирской вестник
mirskoy vestnik это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины