Краткие содержания произведений - андрей белый - петербург
Андрей белый - петербург
Впрочем, если говорить о временах не столь отдаленных, то во времена царствования АнныИоанновны киркиз-кайсацкий мирза Аб-Лай поступил на русскую службу, был названв крещении Андрей и получил прозвище ухов. Доводился он прапрадедом АполлонуАполлоновичу.Аполлон Аполлонович готовится ехать в Учреждение, он главой былУчреждения и оттуда циркуляры отправлял по всей России. Циркулярамион управлял.Аполлон Аполлонович уже встал, обтерся одеколоном, записалв «Дневнике» — который издан будет после его смерти — в голову пришедшуюмысль. Он откушал кофию, осведомился о сыне и, узнав, что сын его Николай Аполлонович ещене вставал, — поморщился. Каждое утро сенатор расспрашивал о сыне и каждое утроморщился. Разобрал корреспонденцию и в сторону отложил, не распечатав, пришедшееиз Испании письмо от жены своей Анны Петровны. Два с половиною года назад супругирасстались, уехала Анна Петровна с итальянским певцом.Молодцеватый, в черном цилиндре,
в сером пальто, на ходу натягивая черную перчатку, сбегает Аполлон Аполлонович с крыльцаи садится в карету.Карета полетела на Невский. Полетела в зеленоватом тумане вдольв бесконечность устремившегося проспекта, мимо кубов домов со строгой нумерацией, мимоциркулирующей публики, от которой надежно огражден был Аполлон Аполлонович четырьмяперпендикулярными стенками. Сенатор не любил открытых пространств, не мог выноситьзигзагообразных линий. Ему нравилась геометрическая правильность кубов, параллелепипедов,
пирамид, ясность прямых, распланированность петербургских проспектов. Встающие в туманеострова, в которые вонзались стрелы проспектов, вызывали у него страх. Житель островов,
разночинный, фабричный люд, обитатели хаоса, считал сенатор, угрожают Петербургу.Из огромногосерого дома на семнадцатой линии Васильевского острова, спустившись по черной, усеяннойогуречными корками лестнице, выходит незнакомец с черными усиками. В руках узелок, которыйон бережно держит. Через Николаевский мост идет в потоке людей — синих тенейв сумраке серого утра — тень незнакомца в Петербург. Петербург он давноненавидел.На перекрестке остановилась карета… Вдруг. Испуганно поднял руки в перчаткахАполлон Аполлонович, как бы стараясь защитить себя, откинулся в глубину кареты, ударилсяо стенку цилиндром, обнажил голый череп с огромными оттопыренными ушами. Пламенеющий,
уставленный на него взгляд вплотную с каретой шедшего разночинца пронзил его.Пролетелакарета. Незнакомец же дальше был увлечен потоком людским.Протекала по Невскому параза парой, слов обрывки складывались в фразы, заплеталась невская сплетня:
«Собираются…», «Бросить…», «В кого же…», «В Абл…». Провокациязагуляла по Невскому, провокацией обернулись слова в незнакомце, провокация была в немсамом. «Смотрите, какая смелость, Неуловимый», — услышал незнакомец у себяза спиной.Из осенней промозглости в ресторанчик входит незнакомец.АполлонАполлонович в этот день был как-то особенно сосредоточен. Разыгрались праздные мысли,
завелась мозговая игра. Вспоминает, что видел он незнакомца у себя в доме. Из мозговойигры сенатора, из эфемерного бытия вышел незнакомец и утвердился в реальности.Когданезнакомец исчез в дверях ресторанчика, два силуэта показались; толстый, высокий, явновыделявшийся сложением и рядом паршивенькая фигурка низкорослого господинчика с огромнойбородавкой на лице. Долетали отдельные фразы их разговора: «Сенатору Аблеухову издатьциркуляр…», «Неуловимому же предстоит…», «Николаю Аполлоновичупредстоит…», «Дело поставлено как часовой механизм…», «Получалибы жалованье».В дверях заведения показалась фигура неприятного толстяка, незнакомецобернулся, особа дружески помахала ему котиковой шапкой. «Александр Иванович..»,
«Липпанченко». Особа присаживается за стол. «Осторожнее», — предупреждает егонезнакомец, заметив, что толстяк хочет положить свой локоть на газетный лист: лист накрывалузелочек. Губы Липпанченко задрожали. Опасный узелочек просит он отнести на хранениек Николаю Аполлоновичу Аблеухову, а заодно и письмецо передать.Два с половиноюгода уже не встречается с отцом Николай Аполлонович за утренним кофе, не пробуждаетсяраньше полудня, ходит в бухарском халате, татарских туфельках и ермолке. Впрочем,
по-прежнему читает он Канта и умозаключает, строит цепи логических предпосылок.
С утра получил он коробку от костюмера: в коробке атласное красное домино. Впетербургский сырой сумрак, накинув на плечи николаевку, отправляется Николай Аполлонович. Подниколаевкой выглядывает кусок красного атласа. Воспоминания о неудачной любви охватили его,
вспомнилась та туманная ночь, когда чуть он не бросился с моста в темные водыи когда созрел в нем план дать обещание одной легкомысленной партии.В подъезд домана Мойке входит Николай Аполлонович и остается в подъездной темноте. Женская тень, уткнувлицо в муфточку, пробегает вдоль Мойки, входит в подъезд. Дверь открывает служанкаи вскрикивает. В прорезавшей темноту полосе света — красное домино в черной маске.
Выставив маску вперед, домино протягивает кровавый рукав. И когда дверь захлопнулась, дамавидит лежащую у двери визитную карточку: череп с костями вместо дворянской короныи модным шрифтом набранные слова — «Жду вас в маскараде там-то,
такого-то числа. Красный шут».В доме на Мойке живет Софья Петровна Лихутина,
замужем она за подпоручиком Сергеем Сергеевичем Лихутиным; Николай Аполлонович был шаферомна её свадьбе. Николай Аполлонович часто бывал в этом доме, куда приходил и хохолЛиппанченко, и курсистка Варвара Евграфовна, тайно влюбленная в Аблеухова. Вид благородныйНиколая Аполлоновича увлек вначале Софью Петровну, но за античной маской открылось в немвдруг что-то лягушачье. Софья Петровна и любила и ненавидела Аблеухова, привлекая,
отталкивала от себя и однажды в гневе назвала Красным шутом. Аблеухов приходитьперестал.Утром незнакомец с усиками приходит к Николаю Аполлоновичу. Визитне слишком приятен Аблеухову, помнит он опрометчиво данное обещание, думает отказаться,
но все как-то не выходит. А незнакомец узелок просит взять на хранение,
разоткровенничался, жалуется на бессонницу, одиночество. Вся Россия знает его как Неуловимого,
да сам-то он заперт в своей квартирке на Васильевском острове, никудане выходит. После ссылки Якутской с особой одной повстречался он в Гельсингфорсеи зависит теперь от особы.Приезжает Аполлон Аполлонович, сын представляет ему студентауниверситета Александра Ивановича Дудкина. В нем узнает Аполлон Аполлонович вчерашнегоразночинца.По Петербургу катится гул. Будет митинг. С известием о митинге к СофьеПетровне приезжает Варвара Евграфовна и просит передать письмо Николаю АполлоновичуАблеухову, с которым, по слухам, должна встретиться Софья Петровна на балу у Цукатовых.
Николай Аполлонович знал, что Софья Петровна будет на митинге. Всегда всех на митинги водитВарвара Евграфовна. В николаевке, надетой поверх красного домино, бросаетсяон в петербургский сумрак.Вырвавшись из душного зала, где выступали ораторыи раздавались крики «Забастовка!», бежит к себе домой Софья Петровна. На мосту видитона: ей навстречу устремилось красное домино в черной маске. Но в двух шагах от СофьиПетровны подскальзывается и падает красное домино, обнаруживая светло-зеленые панталонныештрипки. «Лягушонок, урод, красный шут», — кричит Софья Петровна и в гневе шутанаграждает пинками. Домой она прибегает расстроенная и в порыве рассказывает все мужу.
Сергей Сергеевич пришел в страшное волнение и, бледный, сжимая кулаки, расхаживалпо комнате. Ехать на бал к Цукатовым он запретил. Обиделась Софья Петровна. В обидена мужа и на Аблеухова распечатала она письмо, принесенное Варварой Евграфовной, прочлаи задумала отомстить.В костюме госпожи Помпадур, несмотря на запрещение мужа, приехалаСофья Петровна на бал. Приехал и Аполлон Аполлонович. Ждали масок. И вот появляетсякрасное домино, а потом и другие маски. Приглашает мадам Помпадур красное домино на танец,
и в танце она вручает письмо. Не узнает Софью Петровну Аблеухов. В комнате угловойон срывает конверт, поднимает маску и обнаруживает себя. Скандал. Красное домино —Николай Аблеухов. И уже низкорослый господинчик с бородавкой сообщает об этом АполлонуАполлоновичу.Выбежав из подъезда, в переулке при свете фонаря Аблеухов снова читаетписьмо. Он не верит глазам. Поминают ему данное обещание, предлагают взорвать собственногоотца бомбой с часовым механизмом, что в виде сардинницы хранится в переданном емуузелочке. А тут низкорослый господинчик подходит, с собой увлекает, ведет в кабачок.
Сначала представляется незаконнорожденным сыном Аполлона Аполлоновича, а затем ПавломЯковлевичем Морковиным, агентом охранного отделения. Говорит, что, если не выполнит НиколайАполлонович требования, в письме изложенного, он его арестует.Сергей Сергеевич Лихутин,
когда уехала на бал, несмотря на запрещение, Софья Петровна, решает покончить с собой.
Он сбрил усы и побрил шею, мылом намазал веревку, к люстре её прикрепил и взобралсяна стул. В дверь позвонили, в этот момент он шагнул со стула и… упал.
Недоповесился. Унижением еще большим обернулось для подпоручика Лихутина самоубийство. Такимобнаружила его Софья Петровна. Она склонилась над ним и тихонько заплакала.АполлонАполлонович про себя твердо решил, что сын его отъявленный негодяй; скандал на балу, то естьпоявление Николая Аполлоновича в красном домино, заставляет его решиться на выяснениеотношений. Но в последний момент Аполлон Аполлонович узнает о приезде Анны Петровныи неожиданно для себя только это и сообщает сыну и смотрит не с ненавистью,
а с любовью. Еще мгновение, и Николай Аполлонович в раскаянии бросился бы в ногиотцу, но, заметив его движение, Аполлон Аполлонович вдруг в гневе указывает на дверьи кричит, что Николай Аполлонович больше не сын ему.У себя в комнате НиколайАполлонович достает сардинницу, сардинницу ужасного содержания. Без сомнений, её следуетвыбросить в Неву, но пока… пока хотя бы отсрочить ужасное событие, двадцать разповернув ключ часового механизма.Александр Иванович просыпается разбитым и больным.
С трудом он поднимается и выходит на улицу. Здесь налетает на него взволнованныйи возмущенный Николай Аполлонович. Из его сбивчивых объяснений Дудкину становится понятно,
для кого предназначена «сардинница ужасного содержания», вспоминает и письмо, котороезабыл передать Николаю Аполлоновичу и попросил это сделать Варвару Евграфовну. АлександрИванович уверяет Аблеухова в том, что произошло недоразумение, обещает все уладить и проситнемедленно выкинуть сардинницу в Неву.Странное слово «енфраншиш» бьется в головеАлександра Ивановича. Он приходит в маленький домик с садиком. Дачка окнами выходилана море, в окно бился куст. Его встречает хозяйка Зоя Захаровна Флейш. Она разговариваетс каким-то французом. Из соседней комнаты раздается пение. Зоя Захаровна объясняет,
что это перс Шишнарфиев. Фамилия показалась Дудкину знакомой. Приходит Липпанченко, на Дудкинасмотрит он пренебрежительно, даже брезгливо. Беседует с французом, ждать заставляетразговора с собой.Как сановная особа обращается он с Александром Ивановичем.
И власть теперь у особы. Дудкин отстранен, нет у него влияния, он полностью от особызависит, а особа не стесняется ему угрожать. Дудкин возвращается домой. На лестнице еговстречает темнота и странные тени у двери квартиры. В комнате ждет его гость, Шишнарфиев,
уверяет, что Петербург, город на болоте, на самом деле царство мертвых; напоминаето встрече в Гельсингфорсе, когда Александр Иванович высказывался за разрушение культуры,
говорил, что сатанизм заменит собой христианство. «Енфраншиш!» — восклицает Дудкин.
«Ты звал меня, вот я и пришел», — отвечает голос. Перс утончается, превращаетсяв силуэт, затем просто исчезает и говорит уже как будто из самого Александра Ивановича.
Вот с кем заключил договор он в Гельсингфорсе, а Липпанченко был лишь образом этих сил.
Но теперь Дудкин знает, как он поступит с Липпанченко.Тяжелозвонкое скаканьераздается за окном. В комнату входит Медный всадник. Он кладет руку на плечо Дудкину,
ломая ключицу: «Ничего: умри, потерпи», — и проливается раскаленным металлом в егожилы.Нужно найти металлическое место, утром понимает Дудкин, идет в магазинчики покупает ножницы…На улице Николай Аполлонович встречает Лихутина. Тот в штатском,
бритый, без усов; за собой увлекает его, везет домой для объяснений, втаскивает Аблеуховав квартиру, в заднюю вталкивает комнату. Сергей Сергеевич нервно расхаживаег, кажется,
он прибьет сейчас Аблеухова. Николай Аполлонович жалко оправдывается…В то утроАполлон Аполлонович не поехал в Учреждение. В халате, с тряпкой в руках, вытирающимпыль с книжных полок застает ею моложавый седовласый аннинский кавалер, приехавшийс известием о всеобщей забастовке. Аполлон Аполлонович выходит в отставку, стали говоритьв Учреждении.Аполлон Аполлонович обходит пустынный свой дом, входит в комнаты сына.
Раскрытый ящик письменного стола привлекает его внимание. В рассеянности он береткакой-то странный тяжелый предмет, уходит с ним и забывает в своемкабинетике…Вырваться пытался Николай Аполлонович от Лихутина, но был отброшенв угол и лежит униженный, с оторванной фалдою фрака. «Я не буду васубивать», — произносит Сергей Сергеевич. Он к себе, затащил Аблеухова, потому чтоСофья Петровна рассказала ему про письмо. Он хочет запереть Аблеухова, отправиться к немудомой, найти бомбу и выкинуть её в Неву. Гордость проснулась в Николае Аполлоновиче,
он возмущен, что посчитать мог Сергей Сергеевич его способным на убийство собственногоотца.Дачка окнами выходила на море, в окно бился куст. Липпанченко с Зоей Захаровнойсидели перед самоварчиком. Куст кипел. В ветвях его пряталась фигурка, томясь и вздрагивая.
Ей чудилось, всадник протянутой рукой указывает на окна дачки. Фигурка приблизиласьк дому и вновь отпрянула… Лилпанченко озирается, шум за окнами привлекает еговнимание, со свечой он обходит дом — никого… Маленькая фигурка подбегает к дому,
влезает в окно спальни и прячется… Свеча отбрасывает фантастические тени, Липпанченкозапирает дверь и ложится спать. В наступившем фосфорическом сумраке отчетливо проступаеттень и приближается к нему. Липпанченко бросается к двери и чувствует, будто струякипятка прошлась по его спине, а затем почувствовал струю кипятка у себя под пупком…Когда утром пришли к нему в комнату, то Липпанченко не было, а был — труп;
и фигурка мужчины со странной усмешкой на белом лице, усевшись на мертвеца верхом,
сжимала в руке ножницы.Аполлон Аполлонович приехал в гостиницу к Анне Петровнеи с ней вернулся домой… Николай Аполлонович в комнате своей шкафы перерываетв поисках сардинницы. Нигде нет её. Слуга входит с известием — приехала АннаПетровна — и просит в гостиную. После двух с половиной лет Аблеуховы вновь обедаютвтроем… Николай Аполлонович решает, что Лихутин в отсутствие его сардинницу уже забрал.
До гостиницы он провожает мать, заезжает к Лихутиным, но в окнах квартирки их —мрак, Лихутиных не было дома…Николай Аполлонович не мог заснуть в эту ночь.
Он вышел в коридор, опустился на корточки, от усталости вздремнул. Очнулся на полув коридоре. Раздался тяжелый грохот…Николай Аполлонович подбежал к тому месту, гдетолько что была дверь в кабинет отца. Двери не было: был огромный провал. В спальнена постели, охватив руками колени, сидел Аполлон Аполлонович и ревел. Увидев сына,
он пустился от него бежать, пробежал коридор и заперся в туалете…АполлонАполлонович вышел в отставку и перебрался в деревню. Здесь он жил с Анной Петровной,
писал мемуары, в год его смерти они увидели свет.Николай Аполлонович, все время следствияпролежавший в горячке, уехал за границу, в Египет. В Россию он вернулся только послесмерти отца.
См. также:
Шарлотта Бронте Джен Эйр, Джордж Элиот Миддлмарч, Другой Автор Повесть Временных Лет, Генри Джеймс Женский Портрет, Владимир Набоков Bend Sinister, М Е Салтыков-щедрин Господа Ташкентцы Картины Нравов