Краткие содержания произведений - франсуа фенелон - приключения телемака
Франсуа фенелон - приключения телемака
как детей своих. Все рады повиноваться ему, отдать за него жизнь, у всех одна мысль — «неосвободиться от его власти, но быть вечно под его властью». Сезострис ежедневно принимает жалобыподданных и вершит суд, но делает это с терпением, разумом и правотой. Такой царь не боится своихподданных. Однако даже самые мудрые государи подвержены опасностям, ибо «коварство и алчностьвсегда у подножия трона». Злые и хитрые царедворцы готовы угождать государю ради своей выгоды, игоре царю, если он становится «игралищем злого коварства», если не гонит «от себя лести и не любиттех, кто смелым голосом говорит ему правду». По наговору одного из таких царедворцев Телемакапосылают вместе с рабами пасти стада коров.После смерти Сезостриса Телемак на финикийском корабле приплывает в Финикию, где царствуетПигмалион. Это жадный и завистливый правитель, от которого нет пользы ни народу, ни государству. Отскупости он недоверчив, подозрителен и кровожаден, гонит богатых, бедных боится, все егоненавидят. Насильственная смерть грозит ему и в его «непроникаемых чертогах», и посреди всех еготелохранителей. «Добрый Сезострис, напротив того, — рассуждает Телемак, — посреди бесчисленногонарода был в безопасности, как отец в доме в кругу любезного семейства».После многих приключений Телемак оказывается на острове Крит и узнает от своего наставникаМентора, какие законы установил там царь Минос. Дети приучаются к образу жизни простой идеятельной. Три порока — неблагодарность, притворство и сребролюбие, — в иных местах терпимые, наКрите наказываются. Пышность и роскошь неизвестны, все трудятся, но никто «не алчет обогащения».
Запрещены «драгоценные утвари, великолепные одеяния, позлащенные дома, роскошные пиршества».
Великолепное зодчество не изгнано, но «предоставлено для храмов, Богам посвящаемых». Люди же несмеют сооружать себе дома, подобные жилищам бессмертных.Царь имеет здесь полную власть над подданными, но и сам «под законом». Власть его неограничена вовсем, что направлено на благо народа, но руки связаны, когда на зло обращаются. Законы требуют,
чтобы государева мудрость и кротость способствовали благоденствию многих, а не наоборот — чтобытысячи «питали гордость и роскошь одного, сами пресмыкаясь в бедности и рабстве». Царь первыйобязан «предшествовать собственным примером в строгой умеренности, в презрении роскоши,
пышности, тщеславия. Отличаться он должен не блеском богатства и не прохладами неги, а мудростью,
доблестью, славой. Извне он обязан быть защитником царства, предводителем рати; внутри — судьейнарода и утверждать его счастье, просвещать умы, направлять нравы. Боги вручают ему жезл правленияне для него, а для народа: народу принадлежит все его время, все труды, вся любовь его сердца, и ондостоин державы только по мере забвения самого себя, по мере жертвы собою общему благу».Критяне выбирают царя из самых умных и достойных, и Телемак становится одним из претендентов натрон. Мудрецы задают ему вопрос: кто несчастнее всех? Он отвечает, что несчастнее всех государь,
усыпленный в мнимом благополучии, между тем как народ стонет под его игом. «В ослеплении он сугубонесчастлив: не зная болезни, не может и излечиться… Истина не доходит до него сквозь толпуласкателей». Телемака выбирают царем, но он отказывается и говорит: «Надлежит вам избрать в царине того, кто судит лучше других о законах, но того, кто исполняет их… Изберите себе мужа, у которогозаконы были бы начертаны в сердце, которого вся жизнь была бы исполнением закона».Телемаку и его наставнику удается бежать от нимфы Калипсо. Они встречаются в море с финикийцами.
И узнают от них об удивительной стране Бетике. Считается, что там «остались еще все приятностизолотого века»: климат теплый, золота и серебра вдоволь, урожай собирают два раза в год. Денег утого народа нет, они ни с кем не торгуют. Из золота и серебра делают плуги и другие орудия труда. Нетдворцов и всякой роскоши, ибо это, как там считается, мешает жить. У жителей Бетики нетсобственности — «не деля между собой земли, они живут совокупно», нет у них ни воровства, низависти. Все имущество общее и всего вдоволь. Главное — возделывать землю, ибо она приносит«неложное богатство, верную пищу». Они считают неразумием искать в поте лица под землей в рудникахзолото и серебро, так как это «не может ни составить счастья, ни удовлетворить никакой истиннойнужды».Начальник финикийского корабля обещает высадить Телемака на его родной Итаке, но кормчийсбивается с пути, и корабль заходит в город Салент, где правит царь Идоменей. Он совершил многоошибок во время своего правления — не заботясь о народе, строил роскошные дворцы. На его примереМентор поучает Телемака, как нужно править страной, и говорит, что долговременный и прочный мир, атакже «земледелие и установление мудрых законов» должны быть первым долгом правителя. Авластолюбие и тщеславие могут привести царя на край бездны. «Власть — жестокое испытание» длядарований, говорит Ментор, «она обнажает все слабости в полной их мере», ведь «верховный санподобен стеклу, увеличивающему предметы. Пороки в глазах наших возрастают на той высокой ступени,
где и малые дела влекут за собой важные последствия». Нет государей без недостатков, поэтомунадлежит «извинять государей и сожалеть о их доле». Однако слабости царей теряются во множествевеликих добродетелей, если они есть у правителей.По совету Ментора Идоменей разделяет всех свободных людей на семь «состояний» и каждомуприсваивает соответствующую одежду и недорогие знаки отличия. Таким образом искореняетсяпагубная страсть к роскоши. Соответственно и пища учреждена умеренная, ибо позорно предаватьсячревоугодию. Рабы же ходят в одинаковой серой одежде. Также запрещена «томная и любострастнаямузыка» и буйные празднества в честь Вакха, которые «затмевают рассудок не хуже вина, заключаютсябесстыдством и исступлением». Музыка разрешена только для прославления Богов и героев, ваяние жеи живопись, в которых не должно быть ничего низкого, служат прославлению памяти великих мужей идеяний.Кроме того, Ментор учит Идоменея тому, что «вино никогда не должно быть обыкновенным, общимнапитком», что надо «истребить виноградные лозы, когда они слишком размножатся», ибо вино —источник многих зол. Оно должно сохраняться как лекарство или «как редкость для торжественныхдней и жертвоприношений».Телемак между тем после многих приключений и подвигов, в которых ему помогала богиня Минерва,
заключает по сновидениям, что отец его скончался. Телемак сходит в царство мертвых Тартар. Там онвидит многих грешников: жестоких царей, жен, убивших мужей, предателей, лжецов, «ласкателей,
возносивших хвалу пороку, злостных клеветников, поносивших добродетель». Все они предстают передцарем Миносом, который после смерти стал судьей в царстве теней. Он определяет им наказание. Так,
например, цари, осужденные за злоупотребление властью, смотрят в зеркало, где видят все ужасысвоих пороков. Многие цари страдают не за содеянное зло, а за упущенное добро, за доверие людямзлым и коварным, за зло, их именем содеянное.Потом Телемак проходит по Елисейским полям, где добрые цари и герои наслаждаются блаженством.
Там он встречает своего прадеда Арцезия, который сообщает Телемаку, что улисс жив и скоро вернетсяв Итаку. Арцезий напоминает Телемаку, что жизнь быстротечна и надо думать о будущем — готовить длясебя место «в счастливой стране покоя», следуя по пути добродетели. Арцезий показывает Телемакумудрых царей, от них легким облаком отделены герои, так как они «прияли меньшую славу»: награда замужество и ратные подвиги все же не может сравниться с воздаянием «за мудрое, правосудное иблаготворное царствование».Среди царей Телемак видит Цекропса, египтянина, первого царя в Афинах — городе, посвященномбогине мудрости и названном её именем. Из Египта, откуда в Грецию пришли науки, Цекропс принес вАттику полезные законы, укротил нравы, был человеколюбив, оставил «народ в изобилии, а семействосвое в скудости и не хотел передать детям власти, считая других того достойными».Триптолем, другой греческий царь, удостоенный блаженства за то, что научил греков искусствувозделывать землю, пахать её и удобрять, укрепив свое царство. Так же должен поступать и Телемак,
по мнению Арцезия, когда он будет царствовать, — обращать народ к земледелию, не терпеть людейпраздных.Телемак покидает царство Плутона и после новых приключений встречает на неизвестном островесвоего отца Улисса, но не узнает его. Телемаку является богиня Минерва и говорит, что он теперьдостоин идти по стопам своего отца и мудро управлять царством. Она дает Телемаку наставления:
«Когда будешь на престоле, стремись к той только славе, чтобы восстановить золотой век в своемцарстве… Люби народ свой и ничего не щади, чтобы быть взаимно любимым… Не забывай, что царь напрестоле не для своей собственной славы, а для блага народа… Бойся Богов, Телемак! Страх Божий —величайшее сокровище сердца человеческого. Придет к тебе с ним и справедливость, и мир душевный, ирадость, и удовольствия чистые, и счастливый избыток, и непомрачимая слава».Телемак возвращается в Итаку и находит там отца.
См. также:
Л-с Мерсье 2440 Год, Мерсьелс 2440 Год, Александр Дюма Двадцать Лет Спустя, Торнтон Уайлдер Мост Короля Людовика Святого, Мережковский Дс Христос И Антихрист, Александр Дюма Виконт Де Бражелон, Или Десять Лет Спустя