Краткие содержания произведений - кобо абэ - человек-ящик
Кобо абэ - человек-ящик
и, чтобы человек-ящик убрался, А. выстрелил в него из духового ружья. Человек-ящик ушел,
и А. начал забывать о нем. Но вот однажды А. купил новый холодильник. Когда он вынулего из ящика, ему неудержимо захотелось залезть в ящик самому. Каждый день, вернувшисьс работы, он некоторое время проводил в ящике от холодильника, а через неделюсроднился с ним настолько, что уже не захотел вылезать из него. Надев на себя ящик,
А. вышел на улицу и домой уже не вернулся.Человек-ящик, делающий записи, пишетто от своего лица, то от чужого, его повествование то монологично, то диалогично,
и часто невозможно понять, где речь идет о людях, являющихся плодом его фантазии,
а где — о других героях повествования, и даже неясно, есть ли таковые, настолькопричудлив этот поток сознания и повествования.Человек-ящик сидит на берегу канала подмостом, по которому проходит автострада, и ждет девушку, которая обещала купить его ящикза пятьдесят тысяч иен. Несколько дней назад человек-ящик мочился, стоя у забора своегозавода. Вдруг он услышал щелчок и почувствовал острую боль в плече. Будучипрофессиональным фоторепортером, он успел сфотографировать мужчину, который, выстреливв него из духового ружья, бросился бежать. Из раны человека-ящика текла кровь. Неожиданнона велосипеде подъехала девушка, которая сказала, что близко, на горе, есть клиника,
и просунула в окошко ящика три тысячи иен, чтобы человеку-ящику было чем заплатитьза лечение.Когда человек-ящик пришел в клинику, оказалось, что стрелявший мужчина —врач этой клиники, а девушка — медсестра. Пока человек-ящик находился в клинике, девушкаласково улыбалась ему и с интересом слушала небылицы, которые он ей рассказывал. Вкакой-то момент человек-ящик пообещал достать для девушки ящик за пятьдесят тысяч иен.
Покинув клинику, человек-ящик почувствовал себя плохо и его долго рвало. Он подозревает, чтоего без его ведома накачали наркотиками. Он долго ждет, наконец девушка приходит и бросаетс моста пятьдесят тысяч иен и письмо, где просит его до того, как наступит отлив, разорватьящик и бросить его в море. Человек-ящик размышляет об истинных намерениях девушки.
Он не хочет возвращаться в прежний мир, он был бы рад покинуть ящик только в томслучае, если бы смог, как насекомое, с которым произошла метаморфоза, сбросить свою оболочкув другом мире. Втайне он надеется, что встреча с девушкой даст ему такую возможностьи из личинки человека-ящика появится новое, неведомое существо.Человек-ящик решаетпоговорить с девушкой, вернуть ей деньги и аннулировать договор. Подойдя к клинике,
он с помощью автомобильного зеркала наблюдает за тем, что происходит в однойиз комнат. Там девушка разговаривает с другим человеком-ящиком, двойником пишущего. Этотвторой человек-ящик, несомненно, врач, он лжечеловек-ящик. Вначале человеку-ящику кажется, будтоон уже где-то видел эту сцену, даже был её участником, затем он приходит к выводу,
что это не воспоминание, а мечта. Он с наслаждением смотрит на обнаженную девушку.
Он вспоминает её рассказ о себе. Она была. бедной студенткой-художницей и зарабатывалана жизнь позированием. Два года назад ей делали в этой клинике аборт, и, не имеясредств оплатить лечение, она осталась в ней работать медсестрой. Больше всего ей была.
по душе работа натурщицы, и, если бы врач не был против, она продолжала бы позироватьи сейчас. Человек-ящик ревнует к своему двойнику. Человек-ящик уверен, что вылезти из ящиканичего не стоит, но он считает, что раз так, то нечего и вылезать попусту, но всеже ему очень хотелось бы протянуть кому-нибудь руку.Человек-ящик на пустом пляжеприводит себя в порядок, готовясь навсегда покинуть ящик. Он видит впереди выходиз туннеля:«Если ящик — передвигающийся тоннель, то обнаженная —ослепительный свет у выхода из него». Он собирается прийти в клинику к восьмичасам. Прием начинается в десять, так что у него будет достаточно времени, чтобы объяснитьвсе девушке, а если понадобится, и врачу лжечеловеку-ящику. Человек-ящик воображает своюбеседу с девушкой. Он поведал бы ей, что раньше внимательно следил за всеминовостями, он выписывал множество газет, установил два телевизора и три радиоприемника.
Но однажды он увидел на улице мертвого человека. Как профессиональный репортер,
он хотел его сфотографировать, но передумал, потому что понял: этот случай вряд ли годитсядля новостей. Ведь люди слушают новости лишь для того, чтобы успокоиться. Какую бы потрясающуюновость ни сообщили человеку, раз он слушает её — значит, он жив. С тех порчеловек-ящик перестал следить за новостями. Среди людей, не интересующихся новостями,
не бывает злодеев, считает он.Лжечеловек-ящик так похож на человека-ящика, чточеловеку-ящику кажется, будто тот, кто смотрит, — он, и тот, на кого смотрят, —тоже он. Лжечеловек-ящик предлагает человеку-ящику делать все, что тот захочет, напримервступить с девушкой в любые отношения при условии, что лжечеловек-ящик сможет все времянаблюдать за ними: ведь, пребывая в ящике, он никому не причинит вреда и его можноспокойно игнорировать. Человек-ящик сам привык подсматривать, но отнюдь не готов к тому,
чтобы подсматривали за ним. Лжечеловек-ящик упрекает его в том, что на самом деле тотне собирается расставаться с ящиком, и, несмотря на уверения, что с ящиком покончено,
пишет свои записки, находясь в ящике. Человеку-ящику приходится признать, что егособеседник — плод его фантазии. В реальности существует лишь один человек, пишущий этизаписки. И поскольку этот человек отчаянно цепляется за свой ящик, он намерен бесконечнописать свои записки. Человек-ящик говорит своему собеседнику, что, когда он разделаетсясо своим ящиком, исчезнут и эти записки, а вместе с ними и его собеседник —лжечеловек-ящик, он же врач.Собеседник ловит человека-ящика на противоречии:
человек-ящик утверждает, что писал всего один час тридцать четыре минуты, меж тем записки занимаютпятьдесят девять страниц, поэтому лжечеловек-ящик считает себя вправе предположить, что авторзаписок — не человек-ящик, а кто-то другой, и пишет он их в другомместе. Например, автором записок может быть лжечеловек-ящик, который пишет, представляя себечеловека-ящика, который в свой черед пишет, представляя себе лжечеловека-ящика. Автор записокзамечает, что, независимо от того, кто пишет, рассказ движется крайне бестолково.С. даетписьменные показания. Он родился 7 марта 1926 г. Он служил в армии санитаром подкомандой военного врача и сначала помогал ему, а потом стал под его руководством и с еговедома сам заниматься врачебной практикой. После войны С. под именем этого врача с ведомапоследнего продолжал самостоятельно заниматься врачебной практикой. С. до прошлого года жилв незарегистрированном браке с N., бывшей законной супругой военного врача, котораяв качестве медицинской сестры помогала С. в работе. Но когда год назад С. нанялмедсестру-практикантку Ёко Тояма, N. рассталась с ним. Во время войны военный врач тяжелозаболел, и С. по его просьбе стал делать ему уколы морфия. В результате военный врач сталнаркоманом.После войны он держал при себе С., потому что не мог обойтись без его помощи.
Но постепенно психическое состояние военного врача стало ухудшаться, наконец у негопоявляется желание покончить с собой. С. умолял военного врача отказаться от самоубийствахотя бы временно, но военный врач взамен требует, чтобы ему увеличили дозу наркотикаи разрешили любоваться наготой новенькой медсестры. По предложению жены военного врачаС. превратился в военного врача и зарегистрировал клинику на себя, а военный врачпрекратил всякие сношения с внешним миром. С. предполагает, что военный врач убедил себя, чтовместе со.своим именем, происхождением, правами передал С. и всего себя как личность, а сампревратился в ничто. С. не знает причины, по которой военный врач облачилсяв картонный ящик. Вероятно, он сделал это по примеру бродяги, который слонялся по городув течение нескольких месяцев. Но, может быть, этот бродяга и был военный врач, который,
выходя из дому, надевал на себя ящик. Во всяком случае, некоторые люди видели, какчеловек-ящик выходил из клиники и входил в нее.Когда на берег приморского бульвараТ. был выброшен труп человека-ящика, на нем были обнаружены следы многочисленных уколов, чтонавело на подозрения о связи человека-ящика с клиникой и в результате позволилоопознать труп.Некто, судя по всему военный врач, пишет, обращаясь к своему сообщнику,
который должен помочь ему покончить счеты с жизнью и выдать его за утопленника.
С. не прислал к нему девушку, чья нагота — необходимое условие самоубийства,
из чего автор записок делает вывод, что его час пробил. С. делает ему два укола морфия, потомумерщвляет его, а когда он умирает, вливает ему в рот воду из канистры, чтобы выдать егоза утопленника. Записки обрываются на полуслове. В последней вставке в рукопись авторговорит, что хочет предстать в своем истинном обличье и честно рассказать, в чемзаключается его истинная цель. Во всем, что было написано до сих пор, нет ни капли лжи, ибо этотолько плод воображения. Наиболее быстрый способ приблизиться к истине — не выяснять,
кто настоящий человек-ящик, а установить, кто ненастоящий.Человек-ящик добрался, наконец,
до клиники. На запертых дверях висит табличка, что приема нет. Он нажимает на кнопкузвонка, и женщина впускает его в здание. Человек-ящик подозревает, что она приняла егоза лжечеловека-ящика (или лжеврача), и начинает объяснять ей, что он настоящийчеловек-ящик, тот, который накануне вечером ждал её под мостом, бывший фоторепортер. Женщинатребует, чтобы он немедленно снял ящик. Человек-ящик объясняет ей, что он голый —мальчишки утащили его брюки, пока он спал. Чтобы он не так смущался, женщина тожераздевается догола. Человек вылезает из ящика и обнимает женщину. Он признается ей, чтобыл ненастоящим человеком-ящиком, а вот записки — настоящие, они достались емуот настоящего человека-ящика после его смерти. Около двух месяцев два обнаженных человекаживут вместе, стараясь быть как можно ближе друг к Другу. Но наступает день, когда женщинаодевается и молча смотрит на своего сожителя. Теперь его нагота начинает выглядетьбесконечно жалкой, и он снова заползает в свой ящик. Вместо того чтобы вылезатьиз ящика, он предпочитает запереть в него весь мир. «Как раз сейчас мир должен закрытьглаза. И он станет таким, каким я представляю его себе», — размышляет человек-ящик.
Выключив свет и сняв ящик, он обнаженный входит в комнату женщины, но пространство,
которое всегда было комнатой, превращается вдруг в переулок возле какого-то вокзала.
Он ищет женщину, но безуспешно.Человек-ящик делает важное добавление к описаниюустройства ящика: надо непременно оставить в нем достаточно свободного места для записей. Делов том, что ящик изнутри представляет собой чрезвычайно запутанное пространство,
и несомненно, что где-то в этом лабиринте исчезает и женщина. Она не убежала, онапросто не в силах отыскать место, где сейчас находится человек-ящик. Когда много путеводныхнитей, существует столько правд, сколько этих нитей.Слышится сирена «скорой помощи».
См. также:
Морис Метерлинк Монна Ванна, Уильям Шекспир Макбет, Эмиль Золя Западня, Август Стриндберг Соната Призраков, Андерсен Х К Снежная Королева, Джованни Боккаччо Декамерон