Краткие содержания произведений - кобо абэ - чужое лицо
Кобо абэ - чужое лицо
аморальным, а теперь бинты стали как бы его фальшивым лицом, лишенным выраженияи индивидуальности.Герой пытается восстановить физическую близость с женой, котораяпрервалась после несчастного случая, но делает это слишком резко, слишком грубо, и женаотталкивает его. Его связь с людьми нарушилась: прохожие вежливо отводят глаза от его лица,
сослуживцы старательно делают вид, будто ничего не произошло, дети начинают плакать привзгляде на него. Герой хочет сделать маску, которая заменила бы ему лицо, восстановилабы его связь с людьми. Первым делом он встречается с К. — ученым, занимающимсяизготовлением искусственных органов. К. демонстрирует ему искусственный палец,
но лицо — другое дело. По мнению К., это не только косметическая проблема,
но и проблема, связанная с профилактикой душевных Заболеваний.К. во время войны былвоенным врачом и видел, что раненые прежде всего беспокоились не о том, будут ли онижить и будет ли их организм нормально функционировать, а о том, сохранитсяли их первоначальный облик. Один солдат, у которого было изуродовано лицо, перед самойвыпиской из госпиталя покончил с собой. Это убедило К, в том, что «серьезное наружноеранение лица, подобно переводной картинке, отпечатывается в виде душевной травмы».К.
готов заняться лицом героя и уверен, что сможет предложить ему нечто лучшее, чем бинты.
Но герой отказывается. Он покупает искусственный палец и торопится поскорее уйти. Ночью,
поставив искусственный палец на стол, точно свечку, герой обдумывает свой разговорс К, Если лицо — тропинка между людьми, значит, потеря лица навсегда замуровала герояв одиночной камере, и тогда идея маски сходна с планом побега из тюрьмы, где На картупоставлено существование человека. Герой действительно ищет путь к людям. Но ведь лицоне единственная тропинка. Научные труды героя по реологии читали люди, которые никогда егоне видели, следовательно, научные труды также связывают людей между собой. Герой пытаетсяпонять, почему искусственный палец выглядит так отталкивающе. Вероятно, дело в ощущении кожи.
Чтобы воспроизвести мельчайшие детали кожи, надо воспользоваться чьим-нибудь чужимлицом.Герой встречается со школьным товарищем — специалистом в областипалеонтологии. Тот объясняет герою, что даже опытный специалист может воссоздать лишь общеерасположение мышц — ведь если бы скелет давал точное представление о внешнем обликечеловека, пластические операции были бы невозможны.Герой обдумывает, какое лицо емуподойдет. Он ищет материал для гладкого эпителия, для кератинового слоя эпидермы, длявнутренних слоев кожи. Герой делает слепок своего лица из сурьмы — это внутренняяповерхность будущей маски. Теперь ему необходимо выбрать тип лица для наружной поверхности маски,
что не так-то легко. Невозможность ни с кем разделить свое горе начинает превращатьгероя в чудовище. Если верно высказывание Карлейля, что сутана делает священника, то, бытьможет, верно и то, что лицо чудовища создает сердце чудовища.Герой начинает любитьтемноту. Он идет в кино, чтобы побыть в темноте, случайно попадает на выставку масоктеатра «Но». Ему кажется, будто черты их лиц подвижны, но он понимает, что это обманзрения: на самом деле меняется не маска, а падающий на нее свет. Маски не имеют своеговыражения, но тот, кто на них смотрит, видит на них некое выражение, каждый — свое. Всезависит от зрителя, от его выбора.У героя возникает мысль выбрать тип лица с позицийблизкого человека — жены. Герой говорит жене, что в кино зрители как бы берут напрокату актеров лица и надевают их, и если лица актеров не нравятся, то фильм смотретьнеинтересно. Жена отвечает, что больше любит фильмы, где нет актеров — документальные. Герояраздражает, что она все время уступает ему. Вернувшись к размышлениям о типе лица,
он приходит к выводу, что, с точки зрения его жены, ему подходит «негармоничный,
экстравертный тип». Лицо волевого, деятельного человека. Герой, с одной стороны, стремитсявосстановить тропинку, связывающую его с женой, с другой — стремится отомститьей. Он чувствует себя охотником, чья стрела все время направлена на жену.После долгихтрудов маска наконец готова. Чтобы скрыть линию её соединения с лицом, герой делает маскебороду. Ему не нравятся бороды — это выглядит претенциозно, но у него нет выхода.
Герой надевает маску, но собственное лицо кажется ему неживым. Вероятно, дело в том, что масканеподвижна и потому лишена выражения. Герой решает снять комнату в доме S и там«приучить маску к морщинам», придать ей выражение.Герой впервые выходит в маскена улицу. Его цель — привыкнуть к маске, поэтому ему все равно, куда идти. Он заходитв табачную лавку. Продавщица не обращает на него особого внимания, он для нее такойже, как другие. На следующий день герой просит управляющего сдать соседнюю комнату егомладшему брату, чтобы иметь возможность приходить и уходить в маске, не привлекаявнимания. К сожалению, комната уже сдана. Тогда герой говорит, что брат будет время от времениприходить и отдыхать в его комнате. Герой встречает во дворе дочку управляющего, котораязаплакала, когда в первый раз увидела его забинтованное лицо. Девочка умственно отсталая,
и герой заговаривает с ней. «Играем в секреты», — говорит ему девочка. Геройпоражается, как точно соответствует эта случайная фраза тому, что с ним происходит.
Он обещает девочке купить новую игрушку. Маска начинает казаться герою злым духом.Остаетсяодин день до окончания его вымышленной командировки. Ему необходимо полностью освоитьсяс маской. Он идет в магазин, покупает для девочки обещанную игрушку. Хозяин магазинапоказывает ему духовой пистолет. Герой не хочет покупать его, но маска берет над ним верх,
и он покупает оружие. Герой ощущает маску как нечто почти отдельное от себя, почтивраждебное. Он хочет прийти к жене в маске под видом чужого человека и соблазнить её.
Подойдя к своему дому, не узнанный соседками герой рисует в своем воображении встречужены с маской. Маска, которая должна была бы стать посредником между ним и женой, вызываетревность героя. Герой чувствует, что между ним и его маской пролегает пропасть. Заглянувв окно своего дома, герой видит множество бинтов, свисающих с потолка лентами: ожидая еговозвращения, жена выстирала старые бинты, которыми он обматывал лицо. Герой чувствует, чтоочень любит жену.На следующий день герой к четырем часам приходит в маскена автобусную остановку, чтобы встретить жену, возвращающуюся с лекции по прикладномуискусству. Когда она сходит с автобуса, герой заговаривает с ней. Он приглашает её выпитькофе, потом пообедать. Она невозмутимо позволяет маске соблазнять её, говорит, что её мужв командировке, через несколько часов после знакомства она идет с героем в гостиницуи отдается ему. Герой испытывает чувство поражения. Он не понимает жену.На следующийдень, обмотав лицо бинтами, герой делает вид, будто возвращается из недельной командировки.
Вначале он идет на работу, чтобы успокоиться и привыкнуть к своему облику в бинтах.
Дома жена встречает его как ни в чем не бывало. Он поражается — он так отчаянноборется с раздвоением между лицом и маской, меж тем как жена его совершенно хладнокровновыдержала раздвоение, которое было для нее совершенно неожиданным, и не испытала ни тенистыда или раскаяния. После ужина герой, сославшись на незавершенный эксперимент, уходитиз дома. Через какое-то время он звонит жене от имени маски. Она говорит, что мужвернулся, но вскоре ушел, и добавляет: «Жаль его очень».Герой растерян, он никакне может разгадать свою жену. Подходя к своему убежищу в доме S, герой встречает девочку.
Герой в смятении делает вид, что не понимает, о чем идет речь: ведь когда он обещалдевочке игрушку, он был в маске. Но девочка говорит ему:«Не волнуйтесь, ведьмы играем в секреты». Герой видит, что его маска не может обмануть даже слабоумнуюдевочку, но успокаивает себя тем, что девочка, как и собака, доверяет не внешнему виду,
а интуиции, именно поэтому её труднее обмануть, чем взрослого мыслящего человека. Герой отдаетдевочке игрушку.Надев маску, он идет на свидание с собственной женой. Вернувшись,
он начинает писать записки, чтобы разрушить им же созданный треугольник. Он никакне может слиться с маской, поэтому воспринимает связь маски с женой как измену, какпредательство. Это продолжается почти два месяца. Жена героя встречается с маской, а геройпишет записки, призванные все объяснить жене. Закончив записки, герой сообщает жене, как попастьв его убежище в доме S. Жена приходит туда и находит три тетради, где герой описал всесвои мысли и чувства, — содержание этих тетрадей и является текстом романа. Взаключение герой пишет жене, где лежит его маска, и говорит, что она может делать с ней все,
что угодно.На чистых страницах последней тетради герой делает записи для себя.
Он описывает, как сидел дома и ждал, пока жена в доме S читает тетради с его записями.
Он надеется, что разоблачение маски причинит боль жене, что ей станет стыдно. Ведь она своей«изменой» также ранила героя, значит, они квиты. Он считает, что любое решение лучше, чемподобный любовный треугольник. Не дождавшись жены, герой спешит к дому S. Жены там нет.
Маска по-прежнему лежит в шкафу. На столе он обнаруживает письмо от жены. Онапишет, что с первой минуты обо всем догадалась. Но он, который поначалу стремилсяс помощью маски вернуть себя, с какого-то момента стал смотреть на маску какна шапку-невидимку, но не для того, чтобы скрыться от других, а для того, чтобы убежатьот себя. Маска сделалась другим его лицом. Жена пишет, что маска не была плохой, простоон плохо знал, как с ней обращаться: в итоге маска ничего не изменила. Жена обвиняетгероя в том, что он не желает знать никого, кроме себя, и считает его поведениеиздевательством над ней.Прочитав письмо жены, герой пытается понять, в какой моментсовершил ошибку. Два замечания жены ранили его больнее всего: во-первых, признание, что,
разоблачив истинную сущность маски, она продолжала делать вид, будто ему удалось обмануть её;
во-вторых, упрек в том, что, несмотря на множество оправданий, он же подкрепилих ни одним настоящим действием, его только и хватило, что на эти записки, которые,
в сущности, делают его похожим на змею, вцепившуюся в собственный хвост. Герой чувствует,
что маска была не столько маской, сколько чем-то близким новому, настоящему лицу.Онрешает дать маске ещё один шанс. Надев маску и взяв духовой пистолет, герой чувствует, чтонастроение его сразу меняется. Прежде он чувствовал, что ему уже сорок лет, теперьже он чувствует, что ему всего сорок лет. Присущая маске самоуверенность дает себя знать.
Герой пытается разыскать жену, но безуспешно. Из послушной, слабой, ослепленной ревностьюмаска превращается в дикого зверя, способного на все. Услышав постукивание каблучков, геройпрячется за углом и спускает предохранитель пистолета. Он сам не знает, какпоступит, — это решится в последнее мгновение, когда женщина окажется на расстояниивыстрела. Он ненавидит людей. Шаги все ближе. Последние его слова: «Больше никогда писатьне смогу. Писать нужно, видимо, только тогда, когда ничего не случается».
См. также:
Бертольт Брехт Жизнь Галилея, Василий Гроссман Жизнь И Судьба, Андре Моруа Превратности Любви, Михаил Пришвин Кащеева Цепь, Алексей Ремизов Крестовые Сестры, Р Л Стивенсон Странная История Доктора Джекила И Мистера Хайда