Краткие содержания произведений - валентин распутин - пожар
Валентин распутин - пожар
что стихийную борьбу с огнем возглавили два надежных человека: Афоня и Семен Кольцов.
Распутин описывает огонь как живое существо, главное свойство которого — жадность,
свирепость.Собирается начальство.Поселок этот построен леспромхозом. Его строили не для жизни, а на время,
до следующего кочевья. Он никогда не станет обжитым. В нём нет деревьев, садов.В поселке не ведется строительства социальных объектов, потому что ничего никомуне нужно. Пока есть работа — дерево, но через 3-4 года его не останется, рабочиебудут работать в вахтенном режиме. Другой работы нет, все поля были затоплены при строительствегидроэлектростанции.Появляется начальник участка Борис Тимофеич Водников. Он, хоть и ругается всегда со всеми,
умеет руководить, и на него можно положиться.Алёна помогает в тушении пожара не меньше мужчин: она спасает какие-то вещи.Архаровцы — бригада оргнабора (наёмные неместные рабочие). Они являются отрицательнымиперсонажами повести.Валя-кладовщица не хочет открывать склад, потому что боится, что ей предъявят претензии,
если имущество разворуют в панике. Борис Тимофеевич приказывает архаровцам ломать склад.
Он ищет начальника ОРСа (склада), но вспоминает, что тот на очередном совещании. ИванПетрович советует поставить сторожа и старика Хампо, чтобы предотвратить мародёрство.Сашка Девятый, один из архаровцев, говорит главному герою, останавливая его перед огнём:
«Не сюда. Не сюда, гражданин законник. Сгоришь — кто нам будет права качать?!» Ивана Петрович жил в деревне Егоровка, и фамилия его — Егоров. Воевал танкистом. Людиначали покидать деревню уже после войны — о затоплении знали заранее. Но Иван Петровичостался, хотя и тяжело было смотреть на пустеющую деревню. Он не становится горожаниномещё и потому, что женится на Алене, болеет его мать. А брат Гошка, уехав в город, спился.
В конце концов, пришлось ему переехать в новый поселок — Сосновку (где и происходятсобытия повести). Иван Петрович думает, что придётся переезжать и сейчас, хотя совсемне хочется. Иван Петрович врывается в один из продовольственных складов. Обильные запасыпродовольствия, постепенно разрушаемые хаосом паники и жаром, описаны угрожающе, враждебно.
Иван Петрович ловит себя на усмешке: ведь еды во всех леспромхозах всегда не хватает,
откуда же её столько здесь?Автор (или герой?) рассуждает о том, с какого момента жизнь пошла наперекос. Всё изменилось,
когда начали рубить лес. Это работа, не требующая души, это разрушение не только леса,
но и человека. Сосновка начиналась как нормальная деревня: была взаимопомощь, люди общалисьмежду собой. Но всё больше и больше стало приходить «легких» людей, которые не хотелиобзаводиться хозяйством, а работали только ради отдыха, еды и выпивки. Если раньше пили,
стесняясь этого, то сейчас появились целые «бригады» со своими лидерами. Ухудшаетсясоциальная обстановка, растёт преступность. Директор школы Юрий Андреевич посчитал: за войнупогибло столько же сельчан, сколько погибло не своей смертью в молодой Сосновке. В Сосновке не любят добросовестных людей. Лесничий Андрей Солодов однажды оштрафоваллеспромхоз за слишком высокие пни, из-за чего сильно задержали зарплату. После этого у негосгорела баня и пропала лошадь. Аналогичное отношение к Ивану Петровичу. Он пыталсядоказать начальнику участка, что дело не в плане, а в людях, в природных ресурсах.
Но у начальника — свои заботы и свои начальники. Поэтому ему приходится поить водкойрабочих за свой счёт, чтобы они делали план.Иван Петрович живёт в мире абсолютных ценностей и готов отстаивать их активно.
Но представлена и другая жизненная позиция. Афоня Бронников, тоже из Егоровки, тожечестный мужик, говорит: «Я так считаю: я работаю честно, живу честно, не ворую,
не ловчу — и хватит. Наше дело — жить правильно, пример жизнью подавать,
а не загонять палкой в свою отару. От палки толку не будет». Очевидно, Распутинс такой позицией не согласен. Устами Ивана Петровича он говорит: «Да ведь опоздали,
опоздали с примером-то! Поздно!»Когда огонь подобрался к водке, местные жители и архаровцы проявляют чудесаорганизованности: они передают бутылки по цепочке, спасая их и по ходу распивая. ИванПетрович в одиночку спасает растительное масло. Афоня тащит его спасать муку. Кто-то кричит,
только проснувшись: «Гориииим!»Распутин описывает психологическую драму в душе Ивана Петровича. Жизнь изменилась. Ценностигероя перестали осознаваться обществом как абсолютные. Но он не может от нихотказаться и не может понять современность. Иван Петрович продолжает спасать муку и сахар. Он понимает, что спасти все не удастся,
а помощников нет. Он начинает ломать забор. И тут ему на помощь приходит, какни странно, Сашка Девятый.Иван Петрович наталкивается на Алёну. Они в ужасе наблюдают, как грабят остаткипромтоварного склада.С Алёной они живут 32 года. 2 года назад, на 30-летие свадьбы, они решили навеститьдетей, двух дочерей и сына. Одна дочь — учительница в каком-то поселке. Втораядочь — в Иркутске. Сын — летчик, в поселке Сырники под Хабаровском. Больше всегопонравилось Ивану Петровичу у сына: сын следит за домом, выращивает яблоки, дружитс соседями, родственниками жены. Поэтому когда он предложил родителям переехать к нему,
Иван Петрович согласился. Сосновку уже не спасти. Всё началось с приезда последней бригады архаровцев год назад. Ониочень сплоченные, настроены агрессивно. Иван Петрович пытался поставить их на место,
но чуть не был убит (хотели подстроить несчастный случай). Алёна работала в библиотеке. Иван Петрович сам не заметил когда, но жена сталанеотъемлемой частью его собственной личности. Распутин идеализирует их отношения: полноевзаимопонимание. И по вопросу отъезда у неё было то же самое мнение: уезжать надо,
но как-то не охота.Ивану Петровичу помогают таскать муку. Но вдруг помощники исчезают. Изредка появляютсяпьяные архаровцы, но они уже ни на что не способны. Работают Иван Петрович и Афоня,
а также Пантелеев. Вскоре уже не остается времени отнести мешки подальше, бросают сразуу склада. У Ивана Петровича темнеет в глазах.Дядя Миша Хампо парализован с детства. У него не работала рука, была нарушена речь.
Но «чтобы понимать друг друга, много слов не надо. Много надо — чтобыне понимать». Хампо все любили. Он был трудолюбив. Жена давно умерла, жил один. Работалон всегда сторожем, почти бесплатно — Распутин вкладывает в это символический смысл:
Хампо — хранитель ценностей. Когда воровство утвердилось, даже ему, самому совестливому,
пришлось привыкать.Жизнь Ивана Петровича в Сосновке теряет смысл. Он не может работать только для достатка.
Работа для него — это творение чего-то вечного. Разрушены нравственные основы, всё смешалось:
добро и зло. Однажды Афоня спросил Ивана Петровича, зачем тот уезжает. Иван Петрович ответил,
что устал. Афоня сожалеет: кто же останется, как же Егоровка? Иван Петрович хотел ответить,
что Егоровка — в каждом из нас. Но Афоня имел в виду всего лишь свою причудливуюзатею поставить памятник Егоровке на поверхности водохранилища.Чем сильнее огонь, тем больше помощников. Муку удаётся спасти, хотя почти все участникиперепились. Валя-ключница орёт про то, что много украдено, и ей отвечать. Иван Петрович ужетеряет сознание, ему надо отдохнуть. В пьяном угаре архаровцы колотушкой убивают Хампо,
но Хампо успевает задавить одного из них (Соню). Лежат два трупа.Наступает утро. Теперь будет много комиссий, опустевшее пепелище оцеплено. Иван Петрович идетк Афоне с вопросом: что теперь делать? Афоня говорит: жить будем. Иван Петрович соглашается.Иван Петрович идёт в весенний лес, чтобы отдохнуть там и успокоиться. Он чувствуетпробуждение земли и всей природы. И он ждёт, что земля укажет, куда идти ему,
заблудившемуся человеку.
См. также:
Василий Шукшин Калина Красная, Кнут Гамсун Пан, Александр Герцен Былое И Думы, Гарин-михайловскийнг Гимназисты, Ридтм Квартеронка, Или Приключения На Дальнем Западе, Джон Апдайк Кентавр