Краткие содержания произведений - владимир короленко - река играет
Владимир короленко - река играет
и этот столб, и на столбе надпись», — замечает рассказчик. За внешне простым сюжетом, состоящимиз нескольких сценок, где мужик, мучающийся с перепою, преображается в борьбе с взыгравшейот дождевого паводка рекой, возникает идея особой жизненной силы, возвышающей человека.
Объяснение этого эффекта трудно связать с тем противопоставлением, которое есть в рассказе:
богомольцев на Светлояре, «святом озере, у невидимого града Китежа» — и перевозчика, «книжныхнародных разговоров, среди „умственных“ мужиков и начетчиков» — и «стихийного,
безалаберного, распущенного и вечно страждущего от похмелыюго недуга» Тюлин. Здесь авторизлишне рационализирует повествование — излишне, ибо Тюлин с его неизменным «разве-либо»самодостаточен. Он, как и река, играет своей волен, сам по себе. Рассказ сразу приобрелизвестность, многократно переиздавался, а образ Тюлина привлек особое внимание М.Горького,
неоднократно к нему обращавшегося. Однако связывать образ Тюлина с «революционныминастроениями» народа, как это делал Горький, было бы натяжкой. Тюлин гораздо ближе к русскойфольклорной традиции, к архетипам Емели, Иванушки, его можно связать с носителями травестийногобогатырства в русской литературе (Кузька в «Нравах Растеряевой улицы» Г. И. Успенского,
бунинский Захар Воробьев из одноименного рассказа И. А. Бунина, а также с народными героямирусской литературы советского периода — Иваном Африканычем В. И. Белова («Привычное дело»),
Федором Кузькиным Б. А.Можаева («Живой»), «чудиками» В. М. Шукшина, Кирпиковым В. Н. Крупина
(«Живая вода»).
См. также:
Саша Соколов Школа Для Дураков, Соколов Аг Школа Дураков, Василь Быков Пойти И Не Вернуться, Франко Саккетти Триста Новелл, Другой Автор Повесть Временных Лет, Джон Апдайк Кентавр