Поиск в словарях
Искать во всех

Китайская философия. Энциклопедический словарь - церемонии

 

Церемонии

ЛИ (1). "Принцип/закон" (закон, принцип, атрибут, основание, порядок, мотив, резон, теория, истина, правда, идеал, разум).Одна из основополагающих категорий классич. кит. философии. Этимологически восходит к обозначению разметки и размежевания полей (правая часть иероглифа состоит из знаков "поле" и "почва") или прожилок на яшме, пучков волокон растений ("узорной фактуры") и процедуры обработки драгоценных камней. Исходные значения Л. обусловили его терминологич. смысл: упорядочивающее, структурирующее и индивидуализирующее начало, атрибут, неотъемлемое свойство, присущее отд. вещи и всему сущему, в т.ч. явлениям духовной жизни.В филос. контексте Л. употребляется по крайней мере с 4 в. до н.

э.: так, в "Ли цзи" и "Си цы чжуани" "небесные письмена" (тянь вэнь) коррелируют с "принципами Земли" (ди Л.) (см. Тянь). Важным этапом терминологизации Л. стали в 5 3 вв. до н.э. учения Мо Ди, поздних моистов, Мэн Кэ, Сюнь Куана и Хань Фэя. У Мо Ди понятие Л. связано с понятием гу (1) ("причина") и означает разумное основание для действий человека, а также правила различения истины и не истины.

Поздние монеты трактовали Л. как свод правил логич. обоснования отношений понятий и действительности (мин ши, см. Мин (2)). Мэн Кэ употреблял Л. как этич. понятие критерий, правило, основание нравственности. Сюнь Куан сближал значение Л. с "ритуалом" (ли (2)): воздействием норм ритуала "обрабатывается", "обтесывается" исходно злая природа человека, после чего возможно постижение и соблюдение истинных "принципов" сущего. Хань Фэй указывал на вселенскую универсальность Л. как "культуры (вэнь) формирования вещей". Дальнейшая разработка данного термина связана с философией сюань сюэ, особенно с учением Ван Би (3 в.), к-рый отождествил Л. с изначальной, лишенной качественной определенности и оформленности субстанцией "небытием/отсутствием" и ввел оппозицию Л. у ("принцип" "вещи"), сводящуюся к противопоставлению: "субстанциональное отсутствие акцидентальное наличие" (у ю, см.

Ю у; См. также Ти юн). Л. рассматривалось Ван Би в качестве совершенного единства и "покоя" (цзин (2)), обусловливающего, однако, множественность и движение явленного мира.Значит, роль в утверждении окончательной интерпретации категории Л. сыграли буд. мыслители. В учении Хуаянь школы Л. как изнач. абс. субстанция, "истинная сущность" всех дхарм (см. Фа (11), составляющая внутр. основу и регулирующую природу всех вещей феноменального мира, отождествляется с универсальным "телом Будды" (санскр. дхармакайя, кит. фа шэнь, Л. фо) Абсолютом и с "природой будды" (фо син, Л. фо син) исходной сущностью любого живого существа и мира в целом, и противопоставляется "мирским делам" (ши (3)), т.е. предметному миру, что терминологич. обозначается оппозицией Л.ши.Буд. интерпретация повлияла на доктрины неоконфуцианства, в к-ром Л. стало осн. категорией, давшей назв. "учению о принципе" (Л. сюэ). В филос. систему неоконфуцианства Л. в данном качестве ввели братья Чэн Хао и Чэн И (11 в.), а разработку этой категории завершил Чжу Си (12 в.). Под Л. стало пониматься исходное субстанциальное начало, составляющее природу вещей и определяющее их структуру. Совокупность бесконечного множества "принципов" отд. вещей образует "Великий предел" (тай цзи) как универсальную тотальность Л., оформляющих аморфную "пневму" (ци (1)), вызывая процесс космогенеза и формирования мира. Л. рассматривалось как логически первичное по отношению к ци (1) начало, хотя его онтологич.

первичность отрицалась, поскольку, по учению Чжу Си, Л. и ци ( 1 ) неотделимы и вне взаимной корреляции не существуют. Неоконфуцианцы считали Л. также этич. началом, содержащим пять осн. нравственных норм ("пять постоянств", у чан; см. Сань ган у чан): "гуманность" (жэнь (2)), "долг/справедливость" (и (1)), ритуальную "благопристойность" (ли (2)), "мудрость" (чжи (1)) и "искренность" (чэн (1)).

Данный тезис и толкование Л. как изнач. и первичной природы всех вещей и живых существ обусловливают этич. наполнение онтологии и космологии неоконфуцианства, согласно учению к-рого цель человека выявить в себе исходно благую природу, "небесные принципы" (тянь Л.) и избавиться от пагубных "человеч. страстей" (жэнь юй, см. Тянь). В философии др.

ведущего мыслителя средневек. конфуцианстваВан Янмина (кон. 15 нач. 16 в.) Л. считается принадлежащим сфере психики, сознания "сердца" так же целостно, как объективному миру. В более поздних течениях конфуцианства, оппозиционных чжусианской ортодоксии, Л. считалось производным от ци (1) (Ван Чуаньшинь; Дай Чжэнь; Янь Юань (21; Ли Гун и др.).Ряд ученых трактуют противопоставление Л.ци как оппозицию соответственно идеального и материального. В совр. кит. науч. терминологии иероглиф Л. используется для передачи таких понятий, как физика (ули-сюэ "учение о принципах вещей"), география (дили "принципы земли") и психология (синьлисюэ "учение о принципах сознания").Антология мировой философии. М., 1969. С. 196 204, 206 39, 251 59; "Феоктистов В.Ф. Филос. и общественно-политич. взгляды Сюнь-цзы. М., 1976; Янгутов Л.Е. Категория "ли" в философии кит. буддизма // 12-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1981; Торчинов Е.А. К характеристике этич. доктрины неоконфуцианства // Социально-филос. аспекты критики религии. Л., 1982; Краснов А.Б. Учение Чжу Си о природе человека // Конфуцианство в Китае. М., 1982; Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классич. кит. философия. М., 1983; Титаренко М.Л. Древнекит. философ Мо Ди, его школа и учение. М., 1985. С. 172 96; Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987. С. 239 41; Тан Цзюньи. Лунь чжунго чжэ-сюэ сысян ши чжун "ли" чжй лю и (О шести значениях "ли" в истории кит. филос. мысли) // Синь я сюэбао. 1955. Т. 1. №1; Вэй Чжэнтун.

Чжунго чжэсюэ цыдянь дацюань (Поли, словарь кит. философии). Тайбэй, 1989. С. 479 86; Chan Wing-tsit. The Evolution of the Neo-Confucian Concept Li as Principle // Tsing Hua Journal of Chinese Studies. 1964. Vol. 4. №2; Wittenborn A. U. Revisited and Explorations // The Bulletin of Sung Yuan Studies. 1981. №17 (N.Y., 1982).А.И. Кобзев, Е.А. ТорчиновЛИ (2). "Благопристойность" ("этико-ритуальные нормы", "этикет", "этика", "ритуал", "церемонии").Одна из центр, категорий кит.

философии, гл. обр. конфуцианства, сочетающая два осн. смысла "этика" и "ритуал". Этимологич. значение "культовое действие с сосудом". Начертание иероглифа Л. роднит его с он-тологич. понятием ти (1) ("тело", "строй", "сущность", "субстанция")графич. основу обоих иероглифов составляет изображение ритуального сосуда.

Их этимологич. родство, видимо, во многом предопределило онтологизацию понятия Л., к-рое стало мыслиться как выражение важнейшего фактора не только культуросозидания, но и космоупорядочения. До сер. 1-го тыс. до н.э. воздействие Л. считалось основывающимся на религ. ритуале, а впоследствии получило преимущественно этич. истолкование.

В древнейших памятниках ("Шу цзин" и "Ши цзин") категория Л. обозначала обряды, дающие возможность преодолеть политич. конфликты и отражающие единство мира, а также храмовые и дворцовые ритуалы, формы поведения сановников по отношению к народу. Конфуций (6 5 вв.), теоретически осмыслив понятие Л., превратил его в самую общую характеристику правильного обществ, устройства и поведения человека по отношению к другим и к себе: "Правитель (должен) руководить подданными посредством Л.". "Преодоление себя и обращение к Л. составляет гуманность (жэнь (2))... Не следует смотреть на несоответствующее Л.

, не следует слушать несоответствующее Л., не следует говорить несоответствующее Л." ("Лунь юй"). Распространение подобного контроля на чувственную сферу стало у Конфуция основой для придания Л. статуса общегносеологич. норматива: "Расширяя (свои) познания в культуре (вэнь) и стягивая их с помощью Л., можно избегнуть нарушений" ("Лунь юй").

Став одним из важнейших символов конфуцианства, в 5 3 вв. до н.э. концепция Л. превратилась в центр, мишень антиконф. выпадов со стороны конкурировавших с ним филос. школ. Даосы подчеркивали искусственность и бесплодный ригоризм конф. "благопристойности" с позиций гедонистич. следования природному естеству (напр., "Чжуан-цзы"). В раннем даосизме Л.

представлено как результат последовательной деградации дао, затем "благодати/добродетели" (дэ (1)), "гуманности", "должной справедливости" (и (1)), источник утраты "верности" (чжун (2), см. Чжун шу) и "благонадежности" (синь (2)) ("Дао дэ цзин"). Монеты (см.

Мо цзя) с позиций социально-экономич. утилитаризма и понимания Л. как "почтительной осторожности" (цзин (4)) подвергли критике чрезмерное увлечение конфуцианцев обрядово-церемониальной стороной Л., ее усложнение до крайне изощренных и трудновыполнимых форм ("Мо-цзы"). Легисты (см. Легизм), также отвергая Л. как высший принцип социальной регуляции, в качестве альтернативы выдвинули администр.

правила и юридич. законы (фа (1)) (напр., "Шан цзюнь шу").Двузначность Л. как "этики" и "ритуала" позволила двум гл. последователям Конфуция и основателям противоположных течений в конфуцианстве Мэн Кэ (Мэн-цзы, 4 нач. 3 в. до н.э.) и Сюнь Куану (Сюнь-цзы, кон. 4 3 в. до н.э.) по-разному истолковать эту категорию: соответственно как внутр. моральное качество человека и как налагаемую на него извне социальную форму.

Исходя из признания врожденной "доброты" человеч. "природы" (син (1)) и полагая определяющим фактором специфики человека "отказывающее (себе) и уступающее (другому) сердце (синь (1))", Мэн Кэ назвал этот фактор "началом Л.", а само Л. определил как "благоговеющее и почтительно-осторожное сердце", "исконно присущее" человеку.

Сюнь Куан же ссылался на то, что человеку от рождения присущи любовь к выгоде и плотские страсти, губящие Л., правила к-рого были установлены в об-ве древними "совершенномудрыми" (шэн (1)) для обуздания "злой" Человеч. "природы"; эти правила являются источником "культуры" (вэнь).В собр. основополагающих текстов конфуцианства "Ши сань цзин" ("Тринад-цатиканоние") входят три специально посвященных Л.

произведения: "Чжоу Л." ("Этико-ритуальные нормы (эпохи) Чжоу"), "И Л." ("Образцовые церемонии и этико-ритуальные нормы"), "Л. цзи" ("Записки об этико-ритуальных нормах"). В последнем из них категории Л. придан универсальный регулятивный смысл посредством определения с помощью омонимичного термина ли (1) ("принцип").Сформулированное в "Л.

цзи" учение о Л. образовало фундамент конф. и вообще традиц. для Китая представлений о культуре. Категория Л., войдя в один ряд с такими основополагающими и филос. понятиями, как "гуманность", "должная справедливость", "разумность" (чжи (1)) и "благонадежность", стала выражать идею социального, этич., религ. и общекультурного норматива.

Универсальность понятия Л. давала возможность толковать его в весьма широкой смысловой амплитуде. Напр., Ли Гоу (11 в.) определял Л. как "фокус человеч. дао", "основу научения (молодого) поколения", а назв. выше четыре категории как "другие имена Л.". Гл. создатель доктрины "учения о принципе" (ли сюэ) Чжу Си (12 в.) назвал Л. "ограничительным узором" (цзе вэнь) "небесного принципа" (тянь ли): здесь иероглиф вэнь, выражающий понятие "письменность/культура", несет также исходное значение "узор". Этот "(культурный) узор этико-ритуальных норм (Л. вэнь) рисует небесный принцип", с тем чтобы его могли "видеть люди" и использовать в качестве надежного "мерила" при "научении". Представитель альтернативного "учению о принципе" "учения о сердце" (синь сюэ (1)) Ван Янмин (кон.

15 нач. 16 в.) еще более определенно заявил о тождестве Л. и "принципа": последний недоступен наблюдению, но находит проявление в "культуре", являясь с ней "единой вещью" (у (3)).**Кобзев А.И. Особенности филос. и науч. методологии в традиц. Китае // Этика и ритуал в традиц. Китае. М., 1988. С. 25 9; Кычанов Е.И. Л. и право // Там же. С. 299 308; Ти Wei-ming. The Creative Tension between Jen and Li // PEW. 1968. Vol. 18. №1 -2; Gua A.S. Dimensions of Li (Propriety): Reflections on an Aspect of Hsun Tzu's Ethics // PEW. 1979. Vol. 29. №4; Id. Li and Moral Justification: A Study in the Li Chi // PEW. Honolulu, 1983. Vol. 33. №1. См. также лит-ру к ст. "Ли цзи".А.И. Кобзев

Китайская философия. Энциклопедический словарь

2009

.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое церемонии
Значение слова церемонии
Что означает церемонии
Толкование слова церемонии
Определение термина церемонии
ceremonii это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины