Китайская философия. Энциклопедический словарь - цзи кан
Цзи кан
Си Кан, Цзи Шуе223, Хуэйцзи обл. Цзуцзе (совр. Шаосин пров. Чжэцзян),262Философ, литератор из гос-ва Вэй, один из т.н. "семи мудрецов из бамбуковой рощи" (см. Жуань Цзи). Дослужился до чина чжунсань дафу (советник ср. ранга); отсюда прозе.Цзи-чжунсань ("советник Цзи"). Казнен за критич. выступления против правящего клана Сыма. По преданию, в преддверии казни к нему обратились три тыс. студентов с просьбой разрешить им считать его своим учителем. Соч. сведены в сб. "Ц.К. цзи" ("Собр. произв. Ц.К."). В обл. натурфилософии придерживался учения об "изнач. пневме" (юань ци (1), см. Ци (1)) как источнике всего сущего; люди и "десять тыс. вещей" возникают в ходе взаимодействия субстантивированных в "пневме" дуальных космич. сил (см. Инь ян). Выступал против принципа "ценить отсутствие/небытие" (гуй у, см. Ю у). Выдвинул тезис: "Сердце (синь (1)-сознание и психику) и звук разумно считать двумя (разными) вещами" ("Шэн у ай лэ лунь""О том, что звук не м.
б. грустным и веселым"). Т.к. один и тот же звук может вызывать разные эмоции и мысли, то между внеш. средой и внутр. (сознание и психика) средой человека нет непосредств. связи: она опосредуется человеч. индивидуальностью. Верил в духовное бессмертие человеч. личности (см. Сянь сюэ). Применительно к политико-социальной сфере предложил тезис о "преодолении почитания имен и установлении т.
о. естественности" (юэ мин цзяо эр жэнь цзы жань). Это подразумевало "преодоление" искусств, жесткости системы социальных ролей, закрепляемой в сознании людей посредством воспитания ("почитания", "обучения" цзяо) в духе конф. учения об "исправлении имен" (чжэн мин)."Естественная" устойчивость обществ, отношений, по Ц.К., обеспечивается "почитанием" не этико-ритуальной "благопристойности" (ли (2)) и "имен" (мин (2))социальных ролей, но естеств. "перемен" (и (4)), а также применением принципа "недеяния" (у вэй (1), см. Вэй (1)) в управлении. Гл. условием самосовершенствования считал "питание жизненности" (ян шэн), основанной на "уменьшении эгоистич.
(потребностей) и ограничении желаний" (шао сы гуа юй). Своими учителями Ц.К. называл Лао-цзы и Чжуан Чжоу. Невысоко оценивал конф. "Шесть канонов" ("Лю цзин"), создателями к-рых считал не древних "совершенномудрых" (см. Шэн (1)), а Чжоу-гуна и Конфуция. Ряд соч. посвятил муз. теории и практике.*Чжунго чжэсюэ ши цзыляо сюаньцзи (Избр. материалы по истории кит. философии). Вэй Цзинь Суй Тан чжи бу (Разд. "Эпохи Вэй, Цзинь, Суй, Тан"). Ч. 1. Пекин, 1990; "Семененко И.И. Ц.К. и нек-рые моменты идеология, борьбы в сер. Ш в. н.э. // Вопросы кит. филологии. М., 1974; Его же. Ц.К. Ода о лютне // Проблемы вост. филологии. М., 1979.Ли СиКитайская философия. Энциклопедический словарь
2009
.