Китайская философия. Энциклопедический словарь - дэн си-цзы
Дэн си-цзы
Филос. трактат, традиционно считающийся одним из основополагающих соч. древнекит. "школы имен" (мин цзя). Приписывается мыслителю "диалектику" (бянь (1)) и гос. деятелю Дэн Си (6 в. до н.э.). "Д.С.-ц." мог быть создан в 6 3 вв. до н.э., определенно существовал на р-же н.э.зафиксирован Лю Сяном, а также Бань Гу в библиография, разд. "Хань шу", но, по мнению нек-рых специалистов, его совр. текст представляет собой более позднюю (вплоть до 5 в.) компиляцию или подделку под старину.В основе афористичного и парадоксального "Д.С.-ц."синтез положений даосизма и легизма. Используя простейшие логико-грамматич. приемы ("искусство высказываний" янь чжи шу, "учение о двояких возможностях", т.е. дихотомич. альтернативах лян кэ шо), Дэн Си излагал учение о гос. власти как единоначальном осуществлении правителем посредством законов (фа (1)) правильного соответствия между "именами" и "реалиями" (см. Мин (2)). С помощью даос, антиномики взаимопорождения противоположностей (см. "Дао дэ цзин") в "Д.С.-ц." доказывалась возможность сверхчувственного восприятия, сверхразумного познания ("видеть не глазами", "слышать не ушами", "постигать не разумом") и осуществления вездесущего дао посредством "недеяния" (у вэй (1), см. Вэй (1)). Последнее подразумевает три сверхличностных "искусства" (шу (2))"видение глазами Поднебесной", "слушание ушами Поднебесной", "рассуждение разумом Поднебесной", к-рыми должен владеть правитель. Подобно Небу (тянь), он не м.б. "великодушен" (хоу) к людям: Небо допускает стихийные бедствия, правитель не обходится без применения наказаний.
Ему надлежит быть "безмятежным" (цзи (4)) и "замкнутым в себе" ("сокрытым" цан), но одновременно "авторитетно-самовластным" (вэй (2)) и "просветленным" (мин (3)) относительно законосообразного соответствия "имен" и "реалий".*"Д.С.-ц." // СББЯ. Цзы. П. 142. Т. 1385. Шанхай, 1936; **Ван Цисян. Чжоу Цинь мин цзя сань цзы цзяо цюань (Отредактированные и прокомментированные произв.
трех мудрецов эпохи Чжоу Цинь). Пекин, 1957; Forke A. The Chinese Sophiss // JNCBRAS. 19012. Vol.34. №1; Wilhelm H. Schriften und Fragmente zur Entwicklung der Staatsrechtlichen Theorie in der Chouzeit // Monumenta Serica. 1947. Vol. 12.A.M. КобзевЕКитайская философия. Энциклопедический словарь
2009
.