Поиск в словарях
Искать во всех

Китайская философия. Энциклопедический словарь - дхарм "обусловленных" двенадцатичленная формула взаимодействия

 

Дхарм "обусловленных" двенадцатичленная формула взаимодействия

Кит. эквивалент санскр. термина "двадашанга пратитьясамутпада", двенадцатичленной формулы взаимодействия "обусловленных" дхарм (фа (1), п. 2) применительно к описанию жизни сознательного существа. Члены формулы связаны между собой отношениями последовательности, но не логич. выведением последующего члена из предыдущего и группируются по отношению к "прошлой", "настоящей" и "следующей" жизни.

К "прошлой" жизни относится:1. Этап "омраченнести" санскр. авидья, кит. у мин (2), охваченность страстями, обусловливающая продолжение безначального "волнения дхарм".2. "Содеянное" (санскара, син (3))-образ жизни, действия и мысли, влияющий на характер сложения скандх (см. У юнь) в новую жизнь.Настоящая жизнь включает:3. "Сознание" (виджняна, ши (4)), обозначение первого момента новой жизни, когда пробуждается сознание.4. "Нечувственное и чувственное" (нама-рупа, мин сэ) пер. эмбрионального состояния человека: наличие необъединенных элементов "нечувственного" и "чувственного" при отсутствии переживаний.

5. "Шесть баз" (шадаятана, лю жу) начало развития т.н. "шести органов", еще не действующих.6. "Соприкосновение" (спарша, цзе) начало взаимодействия всех элементов "нечувственного" и "чувственного", безотчетного переживания объективного в эмбриональном состоянии существа и нек-рое время после появления его на свет.

7. "Чувство" (ведана, шоу) пер. простейших эмоций, переживания чувства приятного, неприятного и безразличного в течение двух лет после рождения.8. "Вожделение" (тришна, ай (1)) пробуждение сексуального чувства через 16 17 лет после рождения.9. "Стремление" (упадана, цюй) к неким целям, показатель взросления.10. "Жизнь" ("наличность" бхава, ю) все более глубокое погружение в бытие, прерываемое промежуточным состоянием физич.

смерти. После него определенная жизнью человека тенденция к форме группирования дхарм проявляет себя в следующей жизни.11. "Рождение" (джати, шэн (2)) первый момент зачатия и пробуждения сознания соответствует 3-му пер. 12-членной формулы ("сознание") предыдущей жизни.12. "Старость и смерть" (джара-марана, лао сы), охватывающие по сути всю человеч.

жизнь (т.к. старение начинается с момента рождения).Перерыв в этой цепи означает прекращение "волнения" дхарм, затухание движущей силы бытия и погружение в нирвану (кит. Непань). В трактатах различных направлений буддизма формула Ш.э.и.ю. осмысляется с т.зр. соответствующих версий учения о дхармах.**Розенберг О.О. Труды по буддизму.

М., 1991. С. 167 78.

Китайская философия. Энциклопедический словарь

2009

.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое дхарм "обусловленных" двенадцатичленная формула взаимодействия
Значение слова дхарм "обусловленных" двенадцатичленная формула взаимодействия
Что означает дхарм "обусловленных" двенадцатичленная формула взаимодействия
Толкование слова дхарм "обусловленных" двенадцатичленная формула взаимодействия
Определение термина дхарм "обусловленных" двенадцатичленная формула взаимодействия

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины