Китайская философия. Энциклопедический словарь - диалектики
Диалектики
МИН ЦЗЯ "Школа имен", "номиналисты", "софисты", "диалектики".Филос. направление 5 3 вв. до н.э. В "Ши цзи" (2 1 вв. до н.э.) фигурирует как одна из девяти, в "Хань шу" ("История дин. Хань", I в.)одна из шести ведущих древнекит. филос. школ. Проблематика М.ц. включала преимущественно вопросы форм, способов, закономерностей мышления и познания.
Одна из гл. проблем, вокруг к-рой складывались построения М.ц., соотношение "имен и реалий" (мин ши, см. Мин (2)). М.ц. наряду со школой мо цзя и Сюнь Куаном принадлежит заслуга формирования в кит. мысли зачатков логики как теоретич. дисциплины, не получившей, однако, дальнейшего развития.Взгляды М.ц. выражены гл. обр. в соч. 4 3 вв. до н.э. "Гунсунь Лун-цзы", "Хуэй-цзы", а также в "Дэн Си-цзы" (см. Дэн Си), "Инь Вэнь-цзы" (см. Сун (Цзяня) Инь (Вэня) школа) и др. За исключением трактата "Гунсунь Лун-цзы", произв. М.ц. утрачены, известные ныне тексты "Дэн Си-цзы" и "Инь Вэнь-цзы" подделаны позднее. Сведения о жизни и высказывания крупнейших представителей М.
ц. Гунсунь Луна, Хуэй Ши, Дэн Си, Инь Вэня (последнего чаще относят к даосам) и др.содержатся во многих древнекит. памятниках.Мыслители М.ц. затрагивали также вопросы политич. и экономич. жизни, опираясь на специфич. проблематику и понятийный аппарат. Осн. направлениями внутри М.ц. считаются т.н. "школа сходств и различий" (хэ тун и пай) и "школа отделения твердого от белого" (ли цзянь бай пай).
Первое из них, представленное Хуэй Ши (4 нач. 3 в. до н.э.), делало акцент на всеобщности связей вещей и явлений. По Хуэй Ши, различия между вещами и явлениями связаны с конкретикой времени, места и условий, имеющей относительный смысл; в процессе познания границы, обусловливающие эти различия, должны сниматься, так чтобы даже антагонизм предстал безусловным тождеством, ибо основа "расцвета (т.
е. максимального выявления) различий" "расцвет тождества". Это учение выражено в десяти тезисах, сформулированных в гл. "Тянь ся" ("Поднебесная") даос, трактата "Чжуан-цзы" (4 3 вв. до н.э.). Первый из них гласит, что все множество вещей образовано из некоей исходной точки "малого единого" (сяо и) поэтому между ними в сущности нет различий; космос же представляет собой "Великое единое" (да и), вне к-рого нет вещей.Пятый тезис говорит о том, что хотя общепринято различение "малого тождества (сходства)"сяо тун, и "Великого тождества" ("Великого единения", да тун (1)), однако фактически к вещам правильнее относиться либо с т. зр. "расцвета различий", либо "расцвета тождества". Десятый тезис резюмирует содержание предыдущих: тяготеющее к "расцвету различий" есть тяготеющее к "расцвету тождества"; нельзя отделять себя от прочих вещей, распространяя свою любовь в равной мере на все сущее; хотя в природе существуют пространственные разграничения и разделения, однако универсум (Небо и Земля, см.
Тянь) подобен единому человеч. телу, в к-ром не м.б. разделений на субъект и объект."Школа отделения твердого от белого", гл. представителем к-рой был Гунсунь Лун, подчеркивала устойчивость связи понятий "имен" (мин (2)) с "реалиями" (ши (2)), автономность сущностного единства каждого "имени" с обозначаемой "реалией", независимость разных атрибутов вещи друг от друга.
Наиболее известные афоризмы данного направления "белая лошадь не есть лошадь" (бай ма фэй ма лунь), "твердый и белый камень суть два камня". Слово "лошадь" определялось как "предопределенная (телесная) форма" (мин син, см. Син (2)), "белая" как "предопределенный цвет" (мин сэ); т.к. "имеющее предопределенный цвет не есть предопределенная форма", то "белая лошадь не есть лошадь".Подобным образом поскольку твердость не определяется на взгляд, а белизна на ощупь, то это разные, автономно существующие реалии.Т.о., обе школы гипостазировали соответственно тождество и различия в сущем. Разрабатываемая М.ц. проблематика после 3 в. до н.э. уходит из поля зрения кит. ученых. Интерес к ней возрождается в кон. 19 нач.
20 в., когда в Китае начинают знакомиться с зап. формальной логикой, к-рую первое время по аналогии с учением М.ц. называли "учением об именах" (мин сюэ).**Быков Ф.С. Зарождение политич. и филос. мысли в Китае. М., 1966 (по Указателю); Титаренко М.Л. Древнекит. философ Мо Ди, его школа и учение. М., 1985 (по Указателю). См. также лит-ру к ст. Хуэй Ши, Гунсунь Лун.
По материалам Пан ПуКитайская философия. Энциклопедический словарь
2009
.