Китайская философия. Энциклопедический словарь - фань чжэнь
Фань чжэнь
Фань Цзыжэнь450(?), Наньсян (совр. пров. Хэнань),515(?)Философ-материалист. Выходец из влиятельного чиновничьего клана. Состоял на гос. службе в пер. правления дин. Южн. Ци (479 501) и Лян (502 -57), поддерживал личные контакты с членами правящих домов. Один из ведущих представителей антибуд. пропаганды. Как и его предшественники в этой обл.Цай Мо, Хэ Чэнтянь (4 5 вв.) и др., считал буддизм "варварским" учением, подрывающим нравств. устои об-ва и дезорганизующим управление гос-вом. Наиболее эффективный способ борьбы с буддизмом видел в дискредитации его доктрин, в первую очередь идеи "неуничтожимости духа" (шэнь бу ме) так Ф.Ч. и совр. ему кит. мыслители трактовали учение о круге рождений (санскр. сансара, кит.
лунъхуэй) и воздаянии (карма, е). Осн. филос. соч. Ф.Ч."Шэнь ме лунь" ("Рассуждения об уничтожимости духа"). Полемика вокруг этого трактата, организованная на офиц. уровне (80 90-е гг. 5 в. и 507 8), стала важным событием в духовной жизни Китая.Осн. постулат теоретич. построений Ф.Ч.субстанциальное единство телесной "формы" (сип (2)) и "духа" (шэнь (1)).
Опираясь на традиц. для кит. философии представления о человеке как о психофизич. целом, образованном единой субстанцией "пневмой" (ци (1)), он довел их до логич. завершения. Ф.Ч. отказался от принятого ранее сопоставления "формы" и "духа" по принципу "оболочка наполнитель", трактуя их как соответственно материальную субстанцию и ее функциональное свойство (юн (2)).
Отсюда следовал вывод о принципиальной невозможности раздельного существования телесной "формы" и "духа", об одномоментности их гибели, что также являлось шагом вперед по сравнению со взглядами предшествовавших философов, как конф., так и даос., к-рые, признавая субстанциальное единство телесной "формы" и "духа", все же рассматривали гибель последнего как относительно самостоятельный акт (ме "исчезновение", "уничтожение", сань "рассеивание" в "небесной пневме" тянь ци). Согласно взглядам Ф.Ч., мир представляет собой единый организм, составляющие к-рого, в т.ч. жизнь человека, подчиняются только естеств. законам. Он отрицал наличие какого-либо сверхъестеств. разумного существа, подвергал резкой критике религ. предрассудки и верования, давая им рационалистич.объяснение. Так, по его мнению, культ предков изначально был лишь формой проявления уважения к памяти усопшего. Ф.Ч. последовательно выступал против идеалистич. тенденций в осмыслении природы человека и мира, признавал возможность и необходимость их логико-дискурсивного познания.Учение Ф.Ч., являющееся определенным итогом эволюции материал истич.
и рационалистич. тенденций древней и раннесредневек. философии Китая, осталось непризнанным его современниками. Одна из причин этого заключается в построении имсистемы доказательств на метафорич. сравнениях: те же сравнения, взятые на вооружение его оппонентами, служили иллюстрацией прямо противоположных выводов.**Радуль-Затуловский Я.
Б. Великий кит. атеист Ф.Ч. // Ежегодник Музея, истории религии и атеизма. Л., 1 957. №1; Balazs Et. Chinese Civilization and Bureaucracy. Variations on a Theme. New Haven L., 1964. P. 255 76. См. также лит-ру к ст. "Шэнь ме лунь".М.Е. КравцоваКитайская философия. Энциклопедический словарь
2009
.