Китайская философия. Энциклопедический словарь - хаос
Хаос
ХУНЬ ДУНЬ "Хаос"Понятие традиц. кит. философии, особенно характерное для даосизма. Этимология не ясна. По-видимому, это слово древнего происхождения, передававшее первоначально образ чего-то смутного и неопределимого. Ряд фрагментов даос, текстов (прежде всего из гл. 7 "Чжу-ан-цзы" о смерти "Хаоса" в результате просверливания в нем семи отверстий по образу человеч.
лица) указывает на связь понятия Х.д. с мифологич. представлениями и архаич. верованиями.В даос, философии под "Хаосом" понимается аморфное, абсолютно простое и недифференцированное первоначало. Часто Х.д. отождествляется с "изнач. пневмой" (юань ци (1), см. Ци (1)), а также выступает синонимом дао как "сокровенной" (сюань) первоосновы мира, еще не явленной в сущем "тьме вещей" (вань у). Иногда "Хаос" рассматривается в качестве исходного пункта космогенеза, предшествующего дао как принципу, регулирующему уже дифференцируемый универсум (ср. "Дао дэ цзин", § 25 о дао: "Есть вещь, в Хаосе сформированная, прежде Неба и Земли рожденная"). В даос, текстах нередко вместо слова Х.д. употребляются производные от него (хунь, хунь-хунь, дунь-дунь и т.п.), к-рые обычно используются как метафоры неописуемой простоты дао и субстанциального единства универсума. Синонимами Х.д. являются пу (доел, "простота необработанного дерева") и су (доел, "простота шелка-сырца").Ряд видов даос, религ. практики направлен на "возвращение" к изнач. простоте и целостности Х.д., утрата к-рых считается началом мировой деградации.**Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. М., 1965; Боддэ Д. Мифы древнего Китая // Мифологии древнего мира. М., 1977; Мифы народов мира. Т. 2. М., 1992. С. 607; Григорьева Т.П. Дао и логос (встреча культур). М., 1993. С.
86132 и др.; Girardot N.J. Myth and Meaning in Early Taoism: The Theme of Chaos (nun-tun). Berk., 1983.E.A. ТорчиновКитайская философия. Энциклопедический словарь
2009
.