Китайская философия. Энциклопедический словарь - хуаянь школа
Хуаянь школа
Одно из ведущих направлений кит. буддизма. Свое учение основывает на инд. "Аватамсака сутре" (кит. "Хуа янь цзин""Сутра цветочной гирлянды"). Особо важной признается гл., обычно называемая "Жу фа цзе пинь" ("Гл. о вступлении в дхармадхату"). В Х.ш. почитаются также "Маханирвана сутра" ("Непань цзин""Сутра нирваны") и "Махаяна шрадцхотпада шастра" ("Да чэн ци синь лунь""Шастра с пробуждении веры в махаяну").Основателем Х.ш. традиционно считается Душунь (6 7 вв.), автор трактата "Хуа янь фа цзе гуань" ("О созерцании дхармадхату (по учению) Хуа янь (цзин)"), вторым патриархом Чжиянь. В действительности основал школу и систематизировал ее учение Фацзан (7 нач. 8 в.) Ему наследовал Дэнгуань, преемником к-рого стал Цзунми (8 9 вв.). После него начинается длительный упадок Х.ш. Однако еще несколько столетий она оставалась осн. "доктринальной" (цзяо) буд. школой, по влиянию уступая лишь школам "созерцательного" (чань) характера, уделявшим особое внимание религ.
практике и использованию методов психотехники. Х.ш. не имеет инд. аналога. Для нее характерен особый интерес к собственно филос. проблематике, широкое использование терминологии классич. кит. философии.В учении Х.ш. сочетаются положения двух ведущих направлений классич. буддизма (см. Саньлунь школа)мадхьямики и виджнянавады (см.
Вэйши школа). Осн. идеи последней дополнены учением мадхьямики об "истинной реальности", существующей в качестве объективного внерефлективного бытия (санскр. татхата, бхута-татхата, кит. чжэнь жу). Это привело к активному усвоению мыслителями Х.ш. инд. доктрины татхагата гарбхи (кит. жу лай цзан "вместилище (лоно) так приходящего", т.е. будды)абс. и единого субстратного сознания, выступающего источником не только эмпирич. видов сознания, но и порождающего их "сознания-сокровищницы" (алайя-виджняна, алие ши, цзан ши), к-рое считается исходным в виджня-наваде. Татхагата-гарбха рассматривается в качестве единого "я" всего сущего.
На основе данной доктрины мыслители Х.ш. разработали ориг. холистич. учение о "беспрепятственном (взаимопроникновении) принципов и вещей/дел" (ли ши у ай). Оно рассматривает мир как единый универсум (см. Фа цзе), все элементы дхармы (фа (1), п. 2)-к-рого образуют единое целое, полностью присутствующее в каждом из этих элементов. Универсум в соч.
Х.ш. часто уподобляется или сети из драгоценных камней, отражающих друг друга, или со всех сторон окруженному зеркалами образу будды, к-рый до бесконечности отражается в них. Используя понятие "принцип" (ли (1)), разработанное философами школы сюань сюэ, мыслители Х.ш. описывали совершенное, нирваническое (см.Непань) состояние "единого сознания" (и синь) как совокупность содержащихся друг в друге "принципов": они пребывают в таком же единстве с вещами эмпирич. мира (ши (3)), также являющимися аспектами "единого сознания". Др. важнейшая доктрина Х.ш."беспрепятственное (взаимопроникновение) вещей/дел" (ши ши у ай)предполагает взаимосвязь и "взаимовключенность" всех вещей и явлений ("все сущее едино в едином сознании").
Х.ш. предлагала детальный анализ уровней и состояний бытия по принципу ши сюань ("десять сокровенных"), подразумевающему такие критерии, как целостность, единство, различия, тождество и варианты их диалектич. взаимодействия. Мудрец, достигший состояния будды, осознает единство мира и свое тождество с универсумом как "единым сознанием", выходя из иллюзорного мира рождений-смертей (см.
Лунъхуэй). Х.ш. рассматривала свое учение как высшее и совершенное "единств, колесницу" (и чэн) буддизма (см. Сань чэн). Доктрины всех др. буд. школ оценивались как ступени к постижению хуаяньской философии или ее частные аспекты.В рамках Х.ш. возникали различные направления. Так, в 11 в. монахом Кун Цинцзюэ создана "школа Белого облака" (Байюнь цзун, по назв.монастыря Бай-юньань в пров. Ханчжоу), разделившая буд. учения на 10 категорий (из к-рых высшей "колесницей Будды" провозглашалась Х.ш.) и придерживавшаяся принципа "единства трех учений" (см. Сань цзяо). Эта школа, последователи к-рой не принимали монашеского пострига, с 1202 неоднократно запрещалась имп. указами.Взгляды Х.ш. оказали значит, влияние на формирование неоконф.
(см. Неоконфуцианство) учения о соотношении "принципа" и "пневмы" (ли-ци), на разработку др. филос. проблем в рамках неоконф. направления ли сюэ. Учение Х.ш. проникло в Корею (7 в., школа Хваом) и Японию (8 в., школа Кэгон сю).**Янгутов Л.Е. Филос. учение школы Хуаянь. Новосиб., 1982; Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987. С. 237 252; Chan G.C.C. The Buddhist Teaching of Totality. The Philosophy of Hwa-Yen Buddhism. University Park -L., 1971; Verdu A. Dialectical Aspects in Buddhist Thought: Studies in Sino-Japanese Mahayana Idealism. N.Y., 1974; Clcaryи Tli. Entry into the Inconceivable. An Introduction to Hwa-Yen Buddhism. Honolulu, 1983.E.A. ТоршновКитайская философия. Энциклопедический словарь
2009
.