Китайская философия. Энциклопедический словарь - мировидение
Мировидение
ЖЭНЬШЭНГУАНЬ"Жизнесозерцание", "жизневосприятие", "мировидение" филос. понятие, разработанное Чжан Цзюньмаем (1887-1968) на основе иррациональных теорий нем. философов-фихтеанцев Р. Эйкена, Г. Дришаи франц. интуитивиста А. Бергсона.Гл. предмет споров в ходе дискуссии о науке и метафизике в нач. 20-х гг.У Чжан Цзюньмая Ж.филос. дефиниция отношения между "я" (внутр. миром человека) и "не-я" (внеш. стороной вещей), подразумевающая дихотомию девяти ментальных и каузальных признаков:1) система большой семьи система малой семьи;2) патриархат равенство между полами;3) обществ, собственность частная;4) "духовная" цивилизация "материалистичная";5) консерватизм реформаторство;6) сотрудничество индивидуализм и разобщенность;7) альтруизм эгоизм; 8) оптимизм пессимизм;9) теизм атеизм (политеизм) или пантеизм монотеизм.Т.о., Ж. в интерпретации Чжан Цзюньмая близко к понятию mentalite как отношение индивидуума к своему месту во Вселенной, как умственный инструментарий, "всякий продукт человеч. духа", чувственный мир человека, включающий его идеалы, убеждения, способы восприятия, осознания и изменения действительности. Ж. осн. на интуиции, непосредств. постижении истины без обоснования с помощью доказательств. Эзотерич. понятие Ж. противополагалось "науке" (кэсюэ) как теории рационального познания, основанной на логике: Ж. субъективно, интуитивно, синтетично, индетерминировано и строго индивидуально; "наука" объективна, логична, аналитична, каузативна и надындивидуальна. В более широком филос. и социально-историч. плане это противопоставление отражало, с одной стороны, тенденцию к признанию превосходства "духовной" культуры Востока (в части., Китая) над "материалистичной" культурой Запада, а с др.тезис о будущей мировой цивилизации как результате синтеза вост. ("в качестве основы") и зап. ("для практич. применения") систем ценностей.Трактовка Чжан Цзюньмая оказала определенное воздействие на прочтение понятия Ж. в последующий пер., обусловив тонкие смысловые различия совр. кит. филос. терминов Ж. ("мировидение") и шиц-зегуань ("мировоззрение"): первый в большей степени подразумевает отношение к внутр. миру человека, второй взгляд индивидуума на свое место в мире.*Чжан Цзюньмай. Жэньшэнгуань (Жизнесо-зерцание) // Кэсюэ юй жэньшэнгуань (Наука и жизнесозерцание). Т. 1. Шанхай, 1923; Его же. Цзай лунь жэньшэнгуань юй кэсюэ бин да Дин Цзайцзюнь (Еще раз о жизнесозерцании и науке как ответ Дин Цзайцзюню) // Там же. **Белоусов С.Р. Поиски альтернативы развития Китая: традиционализм или модернизм // ПДВ. 1987. №4.С.Р. БелоусовДАЙ ДЭ
ДАЙ ДЭ Дай Яньцзюнь, Да Дай ("старший Дай", в отличие от его племянника Дай Шэна "младшего Дая"). 2 в. до н.э.Каноновед, основатель Да Дай сюэ ("учения старшего Дая")одного из направлений традиции толкования текстов о конф. нормах ритуальной "благопристойности" (ли (2)), восстановленных гл. обр. благодаря устной передаче и записанных "новыми" (реформированными) письменами (см. Цзин сюэ). Выходец из обл. Лян (на территории совр. пров. Хэнань). Служил наставником наследника престола. Изучал учение о ритуальной "благопристойности" у Хоу Цана. Сост. сб. высказываний о ли (2), содержавшихся в древних памятниках конф. традиции, и описаний этико-ритуальных установлений "Да Дай ли цзи" ("Записки старшего Дая о нормах ритуальной благопристойности") в 85 пянях (главах), к-рые после обработки их Дай Шэном легли в основу известного ныне канонич. текста "Ли цзи" ("Записки о нормах ритуальной благопристойности"). Из соч. Д.Д. сохранились 39 пяней.
Китайская философия. Энциклопедический словарь
2009