Китайская философия. Энциклопедический словарь - пань пингэ
Пань пингэ
Пань Юнвэй1610, совр. Цыси пров. Чжэцзян, 1677Мыслитель, педагог. Занимался преподавательской деятельностью в провинциях Цзян-су и Чжэцзян. Неоднократно подвергался притеснениям со стороны конф. элиты за теоретич. новации и неприятие гл. направлений совр. ему неоконфуцианства. Последовательно увлекался учениями Чэн (братьев)Чжу (Си) школы, затем Ван Янмина и Ло Хунсяня, Лао(-цзы)Чжуан(-цзы) школы и буд. Чань школы. На 38-м году жизни провозгласил возвращение к ортодокс. учению Конфуция и Мэн Кэ, сформулировал доктрину "взыскания гуманности" (цю жэнь). Осн. соч. "Цю жэнь лу" ("Записи о взыскании гуманности") в десяти цзюанях ("свитках"), др. произв. не сохранились. Полагал, что учения Чэн И, Чэн Хао и Чжу Си представляют собой измену конфуцианству в пользу доктрины Лао-цзы, а учение Ван Янмина в версии Ло Хунсяня обращение к буддизму.
Основа подлинного конфуцианства "взыскание гуманности"; оно тождественно возрождению "природы" человека, поскольку "гуманность" (жэнь (2)) тождественна "индивид, природе" (сип (1)). Составные части доктрины "взыскания гуманности" положения о "слиянии Неба, Земли и тьмы вещей в единое тело", о "доведении знания до конца и выверении вещей" (см.
Чжи син, У (3)), об "искренней воле к действию с напряжением сил" (или к "(приложению) силы и действию" ду чжи ли син). "Взыскание гуманности" есть устремленность к выражению единотелесности всего сущего, способ этого выражения "доведение знания до предела и выверение вещей", заключающееся гл.обр. в "выверении" соотношения "тела/личности" (шэнь (2), см. Сю шэнь), семьи, гос-ва и Поднебесной (см. "Да сюэ"), а также "др. людей и меня" (жэнь во). Уразумение способа "доведения знания до предела и выверения вещей" необходимо для "взыскания гуманности", но еще более важным условием этого является решимость проявить "искреннюю волю к действию с напряжением сил".
Идеи П.П. получили одобрение учеников и последователей Хуан Цзунси Вань Сы-туна, Чжэн Ляна, Чжэн Сина (2), Мао Вэньцяна, Янь Чжанвэня и др., ими восхищался Ли Хун, хотя сам Хуан Цзунси подверг учение П.П. жесткой критике.**Жун Чжаоцзу. П.П. дэ сысян (Идеи П.П.). Бэйпин, 1936; Хоу Вайлу. Чжунго сысян тунши (История кит. идеологии). Т. 5. Пекин, 1958; Лян Цичао. Чжунго цзинь саньбай нянь сюэшу ши (История кит. учений за последние триста лет). Пекин, 1985; Фэн Чжэнь. Ли Хун няньпу (Погодичное жизнеописание Ли Хуна). Пекин, 1988; Мо Минчжэ. П.П. дэ "Цю жэнь" шо (Учение, (изложенное в соч.) П.П. "Взыскание гуманности") // Мин Цин шисюэ сычао ши (Идейные течения в науке эпох Мин и Цин). Т. 2. Цзинань, 1989.Мо МинчжэКитайская философия. Энциклопедический словарь
2009
.