Китайская философия. Энциклопедический словарь - шастра о пробуждении веры в махаяну
Шастра о пробуждении веры в махаяну
"Махаяна шраддхотпада шастра" ("Шастра о пробуждении веры в махаяну") один из гл. канонич. текстов кит. буддизма махаяны.Наряду с осн. махаянскими сутрами входил в обязательную программу теоретич. подготовки последователей махаяны в Китае, Корее, Японии, Вьетнаме независимо от принадлежности к той или иной школе. По традиции автором трактата считается инд.
поэт, драматург и ученый Ашвагхоша (1 2 вв.), к-рый почитался как тринадцатый общебуд. патриарх. Но поскольку "Д. ч. ц. с. л." отражает довольно высокий уровень развития махаянской философии, то он мог быть написан не ранее 5 6 вв. либо тезкой знаменитого ученого-буддиста, либо анонимным автором (авторами).Санскр. оригинал не сохранился, известны два варианта его пер. на кит. яз., выполненные в 550 Парамартхой и ок. 695 700 Шикшанандой. Отсутствие санскр. текста и его тибет. пер. делает возможным предположение, что "Д. ч. ц. с. л." создан в Китае. Широкое распространение получил вариант Парамартхи, породивший большое число коммент. соч. (в наст.
время идентифицировано 173 коммент.). В отличие от мн. др. махаянских трактатов, для к-рых характерна парадокс, и энигматич. форма изложения филос. понятий, "Д.ч.ц.с.л." дает последовательное, систематич. и детально аргументированное изложение центр, положений буддизма махаяны, интерпретируя такие фундамент, понятия, как татхата (бху-тататхата, кит. чжэнь жу "истинная таковость", "истинная реальность"), шуньята (кун "пустота"), самадхи (саньмэй "просветление"), трикая (сань шэнь"три тела (Будды)") и др. Особенностью "Д.ч.ц.с.л." является стремление свести в целостную доктринальную систему концепции, возникшие и развивавшиеся независимо друг от друга в рамках разных, зачастую противоборствующих направлений махаяны, напр, концепцию шуньяты школы мадхьямиков (см. Саньлунь школа), концепции алайя-виджняны (алие ши, цзан ши "сознание-сокровищница", см.
Ба ши) и татхагата-гарбхи (жу лай цзан "лоно татхагаты", т.е. будды) школы йогачаров. Их синтезу способствовала развиваемая в "Д.ч.ц.с.л." доктрина "единого сознания" (и синь), к-рое отождествляется с татхагата-гарбхой и в то же время с бхутататхатой "истинной реальностью", характеризуемой одновременно как "истинная пустота" и "истинная непустота".
Под "пустотой" татхаты подразумевалось, что "истинная реальность" изначально свободна от всякой "омраченности" (у мин (2)), или "загрязненности" (ань (2)). Под "непустотой" имелось в виду, что татхата обладает различными позитивными характеристиками и свойствами (вечность, неизменность, чистота, самодостаточность и т.д.). Вместе с тем в "Д.ч.ц.с.л." утверждается, что "единое сознание", представляющее собой изначально чистую, универсальную и всеобщую основу сознания всех живых существ, имеет две ипостаси абс. и относит., каждая из к-рых, в свою очередь, охватывает все аспекты бытия и содержит в себе все многообразие "вещей и явлений" (сян у) феноменального мира.
Абс. ипостась "единого сознания" "чистая" и "неомраченная" сущность сознания всех живых существ находится в гармонич. единстве с "истинной реальностью" и адекватно отражает ее. Источник "омрачения" и его "первопричина" усматриваются в татхагата-гарбхе, порождающей как "чистые", так и "омраченные" дхармы. Динамика процесса "омрачения" сознания и взаимодействия "омраченного" сознания с "неомраченным" объясняется с помощью концепции алайя-виджняны.
Абс. и относит. ипостаси "единого сознания" обусловливают друг друга, непрерывно вступая в противоборство и снова объединяясь т.о., что одновременно представляют собой "единое" и "неединое", содержат в себе как "просветленную", так и "омраченную" сущность. На основе этих концепций в "Д.ч.ц.с.л." разработана универсальная доктрина "просветления", к-рая обосновывает возможность как "постепенного" (цзянь у), так и "внезапного" (дунь у) достижения "просветленного" состояния сознания.
Присущий "Д.ч.ц.с.л." универсалистский и синтетич. подход к интерпретации важнейших махаянских положений оказал влияние на все школы дальневост. буддизма поздней махаяны, способствуя преодолению сектантских разногласий относительно ряда понятий и категорий, разработке обобщающих концепций.*Д.ч.ц.с.л. Сянган, 1926; Мотидзуки С. "Дайдзё кисинрон" но кэнкю (Изучение "Махаяна шраддхотпада шастры"). Токио, 1922; Трактат о пробуждении веры в Махаяну (Махаяна шраддхотпада ша-стра). Пер. с кит. Е.А. Торчинова // Буддизм в переводах. Альманах. Вып. 1. СПб., 1992.Н.В. АбаевКитайская философия. Энциклопедический словарь
2009
.