Китайская философия. Энциклопедический словарь - сознания восемь видов
Сознания восемь видов
БА ШИ (санскр. Астаявиджняна) одно из важнейших понятий буд. школ йогачары и виджнянавады (см. Вэйши школа).БА ШИОдна из пяти скандх (см. У юнь)"сознание" (ши (1)) в зависимости от источника знания подразделяется на восемь видов, представляющих дхармы (см. Фа (1), п. 2), относящиеся к сознанию.
Пять первых видов сознания соотносятся с миром феноменов бытия: зрительное (кит. янь, санскр. капсур), слуховое (эр, шрота), обонятельное (би (1), гхрана), вкусовое (шэ, джихва), тактильное, или телесное (шэнь (2), ка). Эти виды сознания связаны с чувственным восприятием и образуют пары с видами отражений явлений внешн. мира: зрительное "цвет" (сэ), слуховое "звук" (шэн |3)), обонятельное"запах" (сян (4)), вкусовое "вкус" (вэй 151), тактильное "осязание" (чу).
Шестой вид сознания рассудочное (и (3), мано) воспринимает дхармы и представляет собой комплексное ощущение, сформированное посредством пяти первых видов сознания. Вместе они образуют представление о чувственно познаваемых объектах (цзин (5), вишая). Седьмой вид (клистамана) есть активное обобщающее сознание, источник рассудочного и соотносится с категорией "мысленной оценки" (кит.и лянь). Клистамана, взятое отдельно от др. видов сознания, рассматривалось как причина эгоизма и индивидуализма, источник возникновения иллюзий из-за кажущегося постижения реальности. Поэтому седьмой вид сознания иногда наз. атана (санскр. адана), т.е. привязанность сознания к чему-либо. Восьмой вид сознания алайя является высшим видом сознания и психич.
источником всего сущего, причиной возникновения, изменения и сохранения всех явлений, поэтому наз. "сознанием-сокровищницей". Существование алайи предусматривает три аспекта: 1. Причина всего сущего, "семя всех вещей". 2. Плод и результат всех изменений, на основе предыдущей кармы (е) дающий соответствующее воздаяние. Данный аспект алайи соотносится с категорией "и шу" (санскр.
випака), означающей соответствие следствия причине или соответствующее воздаяние. 3. "Сознание-сокровищница" (чжи-цан), к-рое содержит не только все вещи и явления как психич., так и феноменального мира, но и саму алайю, т.о. заключая в себе причину и следствие одновременно. На стадии овладения сознанием-алайей преодолевается двойственное видение мира, к-рый предстает в нерасторжимом единстве внеш.
и внутр., временного и пространственного.Учение хинаяны предполагает, что первые шесть видов сознания не имеют самостоятельной сущности и находят единство лишь при постижении седьмого и восьмого видов. Положение о том, что "восемь видов сознания представляют собой единое тело" (ба ши ти и), противостояло доктрине их разделенности "восемь видов сознания разделены" (ба ши ти бе).
Учение о Б.ш. представляло собой гносеологич. концепцию хинаяны, а также конкретное указание пути вхождения в нирвану (см. Непань) посредством последовательного постижения мира от материальных объектов к психич. началу в человеке.*Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987; Вань Литянь. Фоцзяо чжэсюэ (Филос. учение буддизма). Пекин, 1986.А.А. МословКитайская философия. Энциклопедический словарь
2009
.