Китайская философия. Энциклопедический словарь - су ши
Су ши
Су Цзычжань, Су Дунпо. 1037, Мэйшань (совр. пров. Сычу-ань),1101.Литератор, мыслитель, политич. деятель, один из крупнейших поэтов Китая; как мыслители и литераторы известны также его отец Су Сюнь и мл. брат Су Чэ ("трое (из семьи) Су" сань Су). Осн. филос. и политич. соч. "Дунпо ци цзи" ("Семь сборников произв.
Дунпо"), "Луаньчэн цзи" ("Собр. произв. из Луань-чэна"), "Пи лин и чжуань" ("Коммент. к ("Чжоуским) переменам" из ближней усыпальницы"). Состоял на гос. службе, был чл. Ханьлинь академии. Из-за несогласия с реформами Ван Анъши сослан в провинцию, после возвращения в столицу служил по ведомству ритуалов. Последние годы жизни провел в ссылке.
Был сторонником идеи "единства трех учений" (сань цзяо хэ и, см. Сань цзяо)конфуцианства, даосизма и буддизма. Испытал сильное влияние буд. и даос. идей. Путь от мирового начала дао к "множеству вещей" (вань у) рассматривал как процесс перехода от "отсутствия/небытия" (у (1), см. Ю у) к "наличию/бытию" (ю), причем само дао считал категорией высшего онтологич. уровня, ставя ниже категории "наличие" и "отсутствие". Космос (юй чжоу) С.Ш. полагал проявлением мирового "духа" (шэнь (1)), или "владыки" (ди (1)), сокровенно присутствующего в вещах и условно познаваемого лишь благодаря наблюдению мировых "превращений" (бянь хуа, см. Хуа) ("Пи лин и чжуань", цз. 7). По взглядам на человеч. "(индивид.) природу" (син (1)) был близок к Лоянской школе. Считал "предопределение" (мин (1)) некой объективной реальностью, на к-рую нацелена человеч. "(индивид.) природа"; "предопределение" так же обязательно, как приказ государя и веление Неба, к-рые суть тоже "предопределение".Политико-экономич. взгляды С.Ш. опирались на древнекит. доктрину "основного и второстепенного" ("ствола и ветвей", бэнь мо), где "основным" считалось земледелие, "второстепенным" торговля и ремесло. Воплощение этой доктрины он видел в якобы существовавшей в древности системе "колодезных полей" (цзин тянь). Гл. ее достоинство С.Ш. усматривал в обеспечении оседлости многих поколений землевладельцев. В духе собственной трактовки этой системы предложил проект "равномерного (расселения) населения" (цзюнь ху коу): переселение "служилых-сановников" (ши дафу), не связанных с землевладением и часто перемещаемых по службе, в неосвоенные плодородные р-ны пров. Хунань и Хубэй.
Предполагалось, что они будут использовать труд бывшего "бродячего люда" и др. добровольных переселенцев. Он предлагал также упорядочить налогообложение (в соответствии с количеством и качеством земли), что должно уменьшить возможности злоупотреблений чиновничества при назначении налога. Однако под эти ограничения должны были подпасть только земли, вовлеченные в сферу купли-продажи.
Т.о.С.Ш. в отличие от Ли Гоу, Ван Аньши и ряда др. теоретиков реформ не ставил задачей ограничение крупного землевладения.*Су Дунпо цзи (Собр. (соч.) Су Дунпо). Шанхай, 1935; Кит. классич. проза в переводах акад. В.М. Алексеева. Изд. 2-е. М., 1959. С. 31127; **Лапина З.Г. Политич. борьба в средневек. Китае (40 70-е годы XI в.). М., 1970. С. 180 6; Мартынов А.С. Конф. личность и гос-во (постановка вопроса у Су Дунпо) // 6-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1975.Китайская философия. Энциклопедический словарь
2009
.