Китайская философия. Энциклопедический словарь - сюй хэн
Сюй хэн
Сюй Чжунпин, Сюй Лучжай. 1209, Хэнэй (совр. Биян пров. Хэнань),1281.Философ-неоконфуцианец, последователь и пропагандист учения Чэн братьев Чжу Си школы, учитель Яо Куана и Доу Мо. Служил по ведомству просвещения. Когда на престол взошел Хубилай (Ши-цзу)первый император монг. дин. Юань (13 кон. 14 в.), С.Х. вместе с Лю Бинчжуном участвовал в разработке дворцового этикета. Преподнес Хубилаю доклад "Своевременные речи о пяти делах", в к-ром заявил о "необходимости осуществления ханьских (т.е. существовавших при дин. Хань, 3 в. до н.э.3 в. н.э.) законов". В обл. космологии придерживался трактовки дао как автономного источника всего сущего, а "Великого предела" (тай цзи)как порождения дао. Содержащаяся в "Великом пределе" "единая пневма" (см. Ци (1)) делится на качественно противоположные субстанции "пневму" инь |1) и "пневму" ян (1), к-рые рождают "Небо, Землю и десять тыс. вещей"; "самой драгоценной вещью (у (3))" является человек. Отождествлял понятия Небо (тянь) и ли ( 1 ) ("принцип"), считал структурообразующий "принцип" онтологич. предшественником "вещей" (у (3)): "имеется принцип и затем уже имеются вещи". "Принцип и человеч. сердце (синь (1)-сознание и психика) пронизываются Единым (дао)", что позволяет человеку "распоряжаться десятью тыс.
вещей, контролировать десять тыс. дел". Считал "(индивид.) природу" (син (1)) человека предопределенной Небом (тянь) и изначально "доброй"; вместе с тем "доброту" или "зло" человеч. природы обусловливает чистота или загрязненность "пневмы". Ее качество м.б. изменено посредством обучения, "сохранения и вскармливания (внутр. пневмы)" (т.е.
самовоспитания), самоконтроля (син ча "исследования и проверки"), восстанавливающими т.о. исконную "доброту" человеч. "природы", сберегающими в человеке "небесный принцип" (тянь ли, см. Ли (1)). В целом воспитание человека сводится к "подчинению пневмы принципу". Определяя соотношение "знания и действия" (чжи син), С.Х. делал акцент на приоритете "практического действия" (цзянь син).
Признавал, что "истинное знание представляет собой действие", однако не отождествлял их полностью, полагая, что "знание и действие (существуют) вдвоем, дополняя и продвигая (друг друга)". Соч. С.Х. сведены в сб. "Лучжай и шу" ("Наследие Лучжая").Сюй ЮаньхзКитайская философия. Энциклопедический словарь
2009
.