Китайская философия. Энциклопедический словарь - три колесницы
Три колесницы
САНЬ ЧЭНСанскр. триана, "три колесницы" термин, используемый буддизмом махаяны (да чэн "великая колесница") для доказательства превосходства этого направления над др. и обозначающий степени посвящения в глубины буд. учения.Под "первой (низшей) колесницей" понимается уровень шраваков ("слушающие голос", кит. шэн вэнь "(воспринимающие) звуки (мудрости-) культуры"), как первоначально именовались ученики будды Шакьямуни, а позднее приверженцы хинаяны (сяо чэн "малая колесница"). "Слушающие голос" признают осн. заповеди и гл. положения буддизма всеобщность страдания, непостоянство сущего, отсутствие индивид, субстанциального "я" (см. У во), однако неспособны к принятию учения махаяны. "Вторая (средняя) колесница" "колесница пратьекабудд" (юань цзюэ фо, пи чжи фо "самостоятельно ставшие буддами"), т.е. аскетов, достигающих высшей цели буддизма "просветленного" состояния (санскр. бодхи, кит. пути) и нирваны (см. Непань) самостоятельно, без участия наставника, и отказывающихся от проповеди учения.
Как и шраваки, они считались последователями хинаяны. Выделялось два типа пратьекабудд: первые обретали "просветление" в присутствии будды, хотя и не становились его учениками, а вторые исключительно в результате самостоятельных размышлений над бренностью и непостоянством сущего. "Третья (высшая) колесница" "колесница бодхисаттв", т.
е. собственно учение махаяны. Первоначально под бодхисаттвой (кит. путисадо, пуса) понимался будущий будда, позднее любой человек, стремящийся к достижению полного "просветления", признающий учение махаяны и практикующий "шесть парамит" (боломи, боломидо, ду) "совершенств", "подобно плоту перевозящих на др.берег существования", т.е. в нирвану. К числу "шести парамит" относились: терпение, подаяние, нравственность (соблюдение буд. заповедей), мужество, медитация (созерцание), мудрость. В "классич." махаяне бодхисаттва воспринимался как наделенный сверхъестеств. способностями святой, обладающий высшей премудростью и великим состраданием, в силу к-рого он отказывается от нирваны во имя "спасения всех живых существ".
Бодхисаттва наделен полным пониманием учения махаяны, прежде всего доктрины "пустотности" (шунья, кун, син кун), или относительности всего сущего.Помимо учения о "трех колесницах", окончательно оформившегося в системе взглядов Тяньтай школы в 6 в., в махаяне существует доктрина "единой колесницы" (и чэн), характерная для ряда течений кит. буддизма, прежде всего для Хуаянь школы. Под "единой колесницей" понималось наивысшее учение, трактуемое как "четвертая колесница" предельная степень проникновения в мудрость буддизма, либо как доктрина, включающая в себя достоинства всех остальных и потому заменяющая их.
**Игнатович А.Н. Буд. толкования путей спасения (на примере Лотосовой Сутры) // 11-я НК ОГК. Тезисы и доклады. Ч. 1. М., 1980; Его же. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987. С. 229 230; Мямь Л.Э. К буд. персонологии // Труды по знаковым системам. Вып. V. Тарту, 1971.Е.А. ТорчиновКитайская философия. Энциклопедический словарь
2009
.