Китайская философия. Энциклопедический словарь - учитель из соломенной хижины
Учитель из соломенной хижины
У ЧЭНУ Хуаньцин, прозв. Цаолу сяньшэн ("учитель из Соломенной хижины")1243, Чунжэнь обл. Фуч-жоу (совр. пров. Цзянси),1313.Мыслитель, ученый. Занимал высокие посты в Гос. академии (Гоцзы) и Ханьлинь академии. Был популярен у современников наравне с Сюй Хэном. Соч. "У цзин цзуань янь" ("Компиляции в "Пяти канонах"), "Цаолу цзинъ юй" ("Лучшие высказывания (учителя из) Соломенной хижины"), "Дао дэ цзин чжу" ("Резюмирующий коммент. к "Канону дао и дэ") и др. вошли в сб. "Цаолу У Вэньчжэн-гун цюань цзи" ("Поли. собр. соч. У князя Культурной Правильности из Соломенной хижины). Стремился к примирению двух ставших ведущими неоконф. доктрин Чжу Си и Лу Цзююаня (12 в.), предложил эклектич. версию соотношения категорий ли (1) ("принцип", структурообразующее начало), ци (1) (материалообразующая "пневма") и син (1) ("(индивид.) природа" человека или вещи). "Принцип" является "сувереном" (чжу цзай), управляющим началом для "двух (видов) пневмы"инь ян, а также для "пяти добродетелей и пяти страстей" (у дэ у юй, см. Дэ (1)), т.е. для всего упорядоченного многообразия процессов и функций во Вселенной; в то же время "принцип находится в пневме, изначально не отделим от нее". Считал "(индивид.) природу" имманентной "пневме" и, по учению Чжу Си, тождественной "принципу". Последний по отношению к человеку предстает "(индивид.) природой", заключающейся в "гуманности" (жэнь (2)), "должной справедливости" (и (1)), этико-ритуальной "благопристойности" (ли (2)), "разумности" (чжи (1)) ("Цаолу цзин юй").Считал "сохранение сердца" (цунь синь, см. Синь (1)) и "уяснение принципа" (мин ли), т.е. постижение глубин собств. сознания вплоть до обнаружения в нем единого с мирозданием "принципа", гл. задачей познания. Полагал "актуализацией разумности" (чжи чжи юн, см. Чжи (1), Ти юн) "одухотворение (лин) сердца" познающего субъекта, т.е. выход его сознания за границы логико-дискурсивного мышления в сферу тончайшей духовной субстанции. "Корнем" (глубинной задачей) учебы предлагал считать пробуждение "благодатной (дэ (1)) (индивид.) природы", т.е. реализацию максимума заложенных в человеке от природы возможностей. Развивал положения Чжу Си о "выверении вещей" (гэ у, см. У (3)), "искренности помыслов" (чэн и, см. Чэн (1)), "сохранении почтительной осторожности (цзин (4))" как гл.
принципе мышления и действия, "сосредоточенности на едином" (чжу и), т.е. медитативной концентрации на онтологич. сути мироздания. В обл. каноноведения (см. Цзин сюэ) гл. усилия сосредоточивал на обосновании компилятивного характера конф. канонов и положения о произвольной перестановке их обработчиками фрагментов текста (в части.
, на примере "Ли цзи" в версии Дай Шэна, 1 в. до н.э.).*Дао дэ чжэнь цзин чжу (Резюмирующий коммент, на "Истинный канон дао и дэ"). Цз. 1 4 // Цзы шу бай цзя (Книги философов ста школ). Т. 101. Учан, 1875; **Кучера С. Проблема преемственности кит. культурной традиции при дин. Юань // Роль традиций в истории и культуре Китая. М., 1972; Forke A. Geschichte der neueren chinesischen Philosophie. Hamb., 1938. S. 290 7.Китайская философия. Энциклопедический словарь
2009
.