Энциклопедия эпистемологии и философии науки - биология
Биология
Наряду с этим в первой половине 20 в. шла интенсивная обобщающая работа и на «надорганизменных уровнях» организации живого. Осознание того обстоятельства, что именно популяция (т.е. группа близкородственных организмов) является элементарной единицей эволюции, а затем объединение в рамках этого подхода дарвиновской идеи естественного отбора и идеи корпускулярной (менделевской) генетики привели, в конечном счете, к современной синтетической теории эволюции — крупнейшему теоретическому достижению Б. наших дней. Параллельно шла разработка учения и о более высоких уровнях организации жизни на Земле: экосистемах (А. Тенсли, 1935), биогеоценозах (В.Н. Сукачёв, 1942), о биосфере в целом (В.И. Вернадский, 1926). В результате этих усилий было достигнуто понимание жизни как многоуровнего, но единого целого, а Б. стала пониматься как наука о живых системах на всех уровнях их сложности — от макромолекул до биосферы в целом. Однако все попытки продвинуться в этом направлении еще глубже наталкиваются на факт непримеримых разногласий в среде современных биологов по вопросам природы жизни, генеральных стратегий ее научного познания и путей формирования общей (теоретической) биологии. Так, одни авторы связывают будущее теоретической биологии преимущественно с развитием комплекса наук, изучающих молекулярные, физико-химические основы жизни, и именно в физике видят теоретическую основу классической (описательной) Б.; другие — с дальнейшей разработкой идеи системной организации живой природы, построением общей теории биологических систем как главной и завершающей цели всей работы по теоретизации биологических наук. Но подавляющее большинство практически работающих биологов продолжает считать эволюционный подход и эволюционную теорию (т.е. теорию естественного отбора Ч. Дарвина в ее современной, генетической интерпретации) стержнем и основой уже созданной и существующей теоретической Б. Обсуждение всего этого комплекса вопросов инициировало постановку и бурное обсуждение большого числа философских и методологических проблем. На смену многовековой оппозиции «механицизм или витализм» пришла современная ее версия: «молекулярная биология или органицизм», — имеющая самые разные формы своего выражения (напр., редукционизм или холизм, редукционизм или композиционизм и др.) и огромное число аспектов, требующих для своего обсуждения привлечения всего мощного инструментария современной методологии науки. К числу наиболее остро и продуктивно дискутируемых в последние десятилетия философских и методологических проблем на материале биологической науки, опыт обсуждения которых имеет ярко выраженное общенаучное значение, можно отнести проблему редукции, проблему телеологии, проблему структуры эволюционной теории, проблему существования специальных «законов эволюции». В последние два десятилетия 20 в. философско-мировоззренческое значение биологической науки актуализируется в связи с развитием социобиологии и таких направлений исследований, как биоэпистемология, биоэтика, биоэстетика, биополитика, в которых традиционные проблемы философии и других социально-гуманитарных наук обсуждаются в контексте и на языке биологической теории эволюции.
В.Г. Борзенков
Лит.: Dawkins R. The Selfish Gene. Oxford 1976; Dawkins R. The Extended Phenotype. Oxford, 1982; Dobzhansky Th. The Biology of Ultimate Concern. N. Y. 1967; Eldredge N. Life in the Balance: Humanity and the Biodiversity Crisis. Princeton, 1998; Latour B. The Politics of Nature. Cambridge M A, 2004; Maclntyre A. Dependent Rational Animals. London, 1999; Rifkin J. The Biotech Century. N.Y. 1978; Rose H., Rose St. eds. A las Poor Darwin. London, 2000; Singer P. Animal Liberation. N. Y. 1975; Singer P. Rethinking Life and Death. Melbourne, 1994; Singer P. A Darwinian Left: Politics, Evolution, and Cooperation. London, 1999; Stehr N., Weinstein. The Power of Knowledge: Race Science, Race Hygiene, and the Holocaust // Social Epistemology. 13, 1999; Wilson E.O. Sociobiology: The New Synthesis. Cambridge M A, 1975; Wilson E.O. On Human Nature. Cambridge M A, 1978; Wilson E.O. Consilience: The Unity of Knowledge. N. Y. 1998.
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»
И.Т. Касавин
2009