Энциклопедия эпистемологии и философии науки - культурно-исторический тип
Культурно-исторический тип
Огромный массив явлений культуры не может быть типологизирован одним единственным способом. Типология культур предполагает ряд подходов, дающих возможность типологизации по разным основаниям; она может осуществляться на уровне теоретических принципов в общих типологиях и на уровне эмпирических характеристик в менее генерализованных частных типологиях. Обычно типологизация начинается с установления типов связи культуры и природы. На начальном этапе культура предстает как способ жить, как адаптация человека к природе. Другой тип отношения природы и культуры характеризует культуру как «вторую природу», созданную самим человеком. Сегодня культура в ее отношении к природе типологизируется как способ выживания человечества. Эта типология связи природы и культуры предложена ЮНЕСКО.
Не менее значима историческая типология культур. Присутствуя в качестве имплицитного фактора в понимании связи культуры и природы, история становится доминантой типологизации. При исторической типологизации используются те этапы, которые выделены в истории культуры на основе эмпирического обобщения культуры; с этой точки зрения культуры делятся на древние, средневековые, культуры Нового и Новейшего времени. Другой путь — теоретический — связан с определением сущности культур в эти эпохи. Обычно выделяют доклассический тип культур (характеризующий культуры Древнего мира и Средневековья), классический, неклассический и постклассический. Культуры классического типа возникают в Новое время; они характеризуются гуманизмом, историзмом и рационализмом. Культуры неклассического типа — преимущественно культуры 20 в. Здесь господствуют иные принципы: защита цивилизационных способов жизни, вера в науку и технику как новая форма рационализма, признание плюрализма и разнонаправленности культур. В постклассических культурах ослабляются и эти принципы. Здесь господствуют принцип бессубъективности, признание многообразия рациональностей, разнообразия стилей жизни и ценностей.
Беря за основание типологизации традицию, культуры делятся на традиционные, современные и постсовременные, чему соответствуют одноименно названные общества. Эта типология лежит в основе модернизационных теорий. Здесь возникают дополнительные возможности типологизации, связанные с выделением технологических основ — доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные культуры.
Регионально-этническая типология исходит из этносов и территорий. Она дает такие типы, как русская или американская культуры, культуры Востока и Запада, Севера и Юга. Здесь могут быть выделены и локальные типы культур. В частности, в соответствии с традициями немецкой культурно-исторической школы (Ф. Гребнер, В. Шмидт) и принципами американской культурной антропологии, сформулированными Францем Боасом (с 20-х по 30-е гг. 20 в. эти принципы развивали Р. Бенедикт, М. Мид, П. Радин, Л. Уайт, А. Кребер и др.), следует отказаться от поиска универсальных объяснительных моделей в познании культуры и сосредоточиться на изучении и типологизации локальных культурных общностей, выделяемых главным образом, по этническому признаку.
Нельзя не отметить типологии, основанные на художественно-эстетическом освоении действительности, на культурной картине мира: культура готики, барокко, классицизма, романтизма, реализма, модернизма и пр. В марксизме типология культур совпадает с динамикой общественно-экономических формаций. Культура может быть типологизирована на основе своего носителя — элитарные и массовые, — а также по отношению к основным культурным материалам: базовые, субкультуры, контркультуры и т.д. При всей пестроте и многообразии типологий, типология культур, осуществленная по одному основанию, в силу объективности культурно-исторического процесса связана с типологиями, осуществляемыми по другим основаниям.
Так, культура как вторая природа соответствует культуре Нового и Новейшего времени, включает доклассический и неклассический типы культур, является современной, характерной преимущественно для стран Запада (с присущими ему стилями готики, барокко, классицизма, реализма, модернизма), индустриальной, эгалитарной, на позднем этапе переходящей в массовую культуру 20 в.
Типология культур является эпистемологически ценным инструментом культурологии, позволяющим включать эту дисциплину в междисциплинарный синтез.
Т.Ф. Кузнецова
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»
И.Т. Касавин
2009